Первый месяц.
У ребенка интенсивно развивается головной мозг, физический слух, органы речи, зрительное восприятие. В усвоении речи ведущая роль принадлежит слуху. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Многие исследователи отмечают наличие чувствительности к звукам у новорожденных по таким реакциям: изменение общей двигательной активности, сморщивание лба, движения век, вздрагивания, изменения ритма и частоты дыхания, а также поворота глаз и головы к источнику звука, торможения сосательных движений (М.П.Денисова, Н. Л. Фигурин). Приблизительно на 2-3-й неделе появляется новая реакция, по сравнению с уже имеющимися у ребенка при рождении. Она выражается в торможении общей двигательной активности ("слуховое сосредоточение", по М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурину).
Немного позже, на 3-4-й неделе жизни, как указывают эти же ученые, слуховое сосредоточение можно получить не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого. Для появления речи очень важно и зрительное восприятие, которое является основным средством познания окружающего мира на первом году жизни ребенка. У ребенка с первых же дней жизни имеется ряд защитных и ориентировочных зрительных реакций - зрачковый рефлекс, жмурение при ярком свете, поворот глаз и головы к свету, ступенчатое слежение глазами и поворачивание головы вслед за медленно движущимся предметом. На протяжении первого месяца жизни появляются новые зрительные реак-ции: обычно на 3-4-й неделе - зрительное сосредоточение или задержка взора на предмете. На первом месяце жизни увеличива-ется расстояние, с которого ребенок может следить за движущим-ся предметом. Если при рождении это расстояние равно 20-30 см от глаз ребенка, то к концу первого месяца жизни оно уже равно 1 -1,5м.
Голосовые проявления в этом возрасте связаны с криком, который имеет разнообразные интонации уже в первые недели жизни. Крик является показателем развития речи. У здорового ребенка он громкий, чистый с коротким вдохом и протяжным выдохом. Насторожить может слишком пронзительный или тихий крик, в виде отдельных вскриков, всхлипываний, которые ребенок произносит на вдохе. В наиболее тяжелых случаях крик может отсутствовать.
Второй месяц.
Примерно с полутора месяцев появляется гуление - голосовая реакция, состоящая из гласных звуков. Крик становится интонированным. Насторожить может однообразный, неинтонированный крик. Длительность зрительного сосредоточения возрастает, отмечается самостоятельный поворот глаз в сторону предмета. Развивается слуховое восприятие: ребёнок поворачивает голову на звук сбоку, затем на звук над головой - закидывает голову.
Третий месяц. Голосовые реакции.
Гуление становится разнооб-разнее, появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д. Сначала звуки короткие и отрывистые - "гукание" (гортанные звуки "гы", "хы"). В ответ на поощрение ребенок активизирует гуление; происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. Первые взаимоотношения между ребенком и взрослым строятся на основе эмоционального общения. На улыбку взрослого малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого - произнесением звуков. Сенсорные реакции. Происходит активное развитие зрительного и слухового восприятия. Слуховые раздражители вызывают зрительную ре-акцию. На звук человеческого голоса дети поворачива-ют голову и ищут взором говорящего человека; задев игрушку рукой, сразу смотрят на нее.
На третьем месяце ребенок следит за движущимся предметом на расстоянии 4-7 метров, за предметом, перемещающимся в разных плоскостях. Общение ребенка со взрослым происходит на основе зрительного восприятия. Зрительное воспри-ятие является основным средством познания окружающего мира в этот период. От трех до пяти месяцев.
Голосовые реакции.
Гуление преобразуется в "свирель", то есть произнесение цепочки звуков каскадом. Они становятся продолжительными, певучими и воспроизводят интонацию взрослого, если к этому побуждают взрослые, разговаривая с малышом. Также появляется ритмическое и звуковое подражание. С четырех месяцев ребенок различает фразы взрослого по интонации. Сенсорные реакции. Ребенок длительно удерживает предмет в поле зрения. Прослеживает взглядом за движущимся в разных направлениях предметом.
К шести месяцам хорошо определяет направление звука в пространстве. Этот период характеризуется активным развитием руки как органа действия и органа познания.
От пяти до восьми месяцев. Голосовые реакции.
Главное новообразование - появление лепета. Звуки гуления постепенно заменяются произнесением слогов, заканчивающиеся на гласные звуки: ба, па, ма: Период лепета очень важен, так как малыш подолгу упражняет свой артикуляционный аппарат и тренирует од-новременно физический и фонематический слух. В лепете проявляют-ся интонации удовольствия и неудовольствия.
Сенсорные реакции.
Малыш начинает понимать жесты окружающих его людей. Развивается начальное ситуационное восприятие обращенной речи. Он находит глазами называемых членов семьи и отчётливо реагирует на чужих людей.
От восьми до десяти месяцев. Это период модулированного лепета.
Ребенок способен по подражанию произносить цепочки повторяющихся слогов. В это время очень важно поощрять ребенка к лепету, так как он уже способен копировать интонацию. Голосом малыш выражает свои потребности и эмоции. Ребенок лепечет в общении со взрослым, внимательно слушает речь взрослого. Голосовые реакции ребенка отделяются от общего комплекса оживления и становятся активной формой общения ребенка со взрослым. Неблагоприятные факторы - носовой оттенок лепета, затухание лепета. Развивается понимание речи. Опорой в этом умении является зрительное восприятие.
От десяти до двенадцати месяцев.
Дети понимают обращенную к ним речь, могут выполнить простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. В активной речи малыша появляются пер-вые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: от 2-3 до. 45--20 слов. Есть дети, не имеющие в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи. Первые слова - это, как правило, ударные слоги знакомых слов: "ка" - каша, "пу" - капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: "мама", "папа", "баба" и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложения ми, так как они обозначают целые понятия, хотя в этих словах-предложениях нет сочетания по грамматическим правилам языка.
Итоги первого года жизни
Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к периоду овладения речью. В это время у малыша происходит развитие предречевых голосовых реакций: от крика - к гулению, от гуления - к "свирели", от "свирели" - к лепету, от лепета - к первым словам-понятиям. Зрительное восприятие развивается от первичных защитных реакций к способности совместного рассматривания. Улучшается физический слух. Если новорожденный ребенок реагирует только на сильный раздражитель, то к концу первого года жизни он различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов. Развитие понимания речи начинается с адекватного реагирования на интонацию в 3 месяца и завершается пониманием отдельных инструкций в конкретной ситуации, выполнением простых просьб, пониманием названий отдельных предметов, узнаванием их на картинках в 11-12 месяцев. Таким образом, к концу первого года жизни возникает общение между ребенком и взрослым не только на эмоциональной основе, но и с помощью речи, то есть происходит становление коммуни-кативной функции речи.