Как правило, люди, которые окружают себя китчем, даже не подозревают об этом. Если они и слышали где-то это слово, то значение его им неизвестно. Между тем, неплохо бы знать, что китч (в другом звучании – кич) переводится с немецкого как безвкусица и дешевка. И вряд ли бы обитатели китчевых интерьеров обрадовались, если бы поняли, чем на самом деле является их стиль.
В основе китча лежит стремление человека «пустить пыль в глаза», показаться богаче и солиднее, чем он есть на самом деле. Если раньше, до появления массового штампованного производства, осуществить это было достаточно сложно, то на рубеже 19-20 веков такая возможность появилась. На рынок выплеснулась масса дешевых подделок под дорогие респектабельные вещи, с помощью которых наивные потребители кинулись сооружать у себя дома «богатые апартаменты».
Идея оказалась настолько проста и эффективна, что любители внешних эффектов с удовольствием пользуются приемами китча по сей день.
Профессиональные дизайнеры тоже иногда обращаются к стилю китч – чаще всего, чтобы повеселить публику. В результате на выставках дизайна появляются предметы-пародии – такие, например, как огромная люстра, собранная из стеклянных полок, на которых стоят плафоны в виде хрустальных ваз, остроумно названная ее создателем Филиппом Старком «Шрамы роскоши».
Ну, а в обычной жизни намеренно поддерживаемый стиль китча – достаточно редкое явление, которое, как правило, свидетельствует о своеобразном чувстве юмора хозяина дома. Собирая предметы с китчевой атрибутикой (к ней относятся сердечки и надписи «I love», звездочки, бантики и розы, котята, Микки Маус и другие персонажи мультиков), любитель поп-культуры в душе посмеивается над своей коллекцией и воспринимает ее как разновидность кунсткамеры. С каждым новым приобретением он не перестает удивляться: неужели пропасть дурного вкуса может оказаться еще более глубокой?!