Источник: Вира-артстрой
Постмодернизм (постмодерн; от лат. post — «после» и фр. moderne — «новейший», «современный»; англ. postmodernism, франц. postmodernisme, нем. postmodernismus) — совокупное название художественных тенденций, обозначившихся в 1960-е годы, противопоставивших себя модернизму и претендующих на его замену.
В 1960-1980-е гг. в мировой архитектуре сформировалось новое интернациональное направление – постмодернизм. Зарождение этого направления произошло в США, где постмодернизм объединил различных по творческим принципам и почерку мастеров. Благодаря эмиграции мастеров модернизма в эту страну в 1930-1940-е гг., его развитие здесь достигло апогея в 1950-е гг. Именно в Америке накопилась и наибольшая "эмоциональная усталость" от искусства модернизма. Поэтому протест здесь стал особенно резким, способствуя формированию идеологии, а затем и практики архитектурного постмодернизма – единственного из значительных направлений зодчества ХХ в., зародившегося не в Европе.
Объединившей постмодернистов базой стало отрицание cовременной художественной системы в качестве творческой идеологии. Постмодернисты подвергли критике основополагающие принципы модернизма: функциональное зонирование городов, аскетизм архитектурных форм и серийный подход к проектированию, эстетически и эмоционально ущербную архитектуру массовой застройки, основной характеристикой которой стала угнетающая монотонность. Примером в становлении постмодерна стал офис фирмы АТТ в Нью-Йорке (1978 г.), сооружённый по проекту Ф.К.Джонсона. Известность получили также площадь Италии в Новом Орлеане Ч. Мура и Пенсильвания-авеню в Вашингтоне, связывающая здания Капитолия и Белый дом, архитекторов Р.Вентури и Д.Рауха.
Возникший постмодернизм стал благодатной почвой для появления новых интересных тенденций в дизайне интерьера. Стиль создал новое представление о дизайне как о проектировании, ориентированном на потребителя, дал толчок к поискам яркого и значимого дизайна.
Особенность постмодернизма в интерьере - в нарушении привычных, формальных пропорций и классические схем. Отходя от принципов модернизма, постмодернизм стремится привнести контраст и неопределенность в относительный порядок, гармонию и простоту современных стилей дизайна интерьера. Этот стиль, отрицая функционализм, объединил различные концепции многочисленных экспериментаторов, цитаты из не только предыдущих исторических стилей, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики, он сочетает в себе все современные направления: структурализм, футуризм, хай-тек. Постмодернизм культивирует существование в едином культурном пространстве вещей, имеющих отношение к совершенно разным областям. Постмодернизм отвернулся от монохромности, от рациональных форм и обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов.
Замысел часто соединяет цвет с историческим эталоном. Постмодернизм рассматривают как возврат к «остроумию, орнаменту и знаку». Возникший как противопоставление модернизму, доступному для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая все в игровую форму, убирает дистанцию между массовым и элитарным потребителем.
Постмодернизм не ставит задачи постижения реальности, а направлен на отрицание ее значимости и даже отрицание реальности как таковой. Для стиля характерна гротескность, пародия, ирония, игра в другие стили, сплав различных стилей прошлого. Например, псевдоклассика с нарушением классических пропорций или классика и барокко. Специфика стиля – гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды. В центре помещения может стоять колонна, не соответствующая по размерам остальной обстановке, или фонтан, услаждающий взоры посетителей необычного кабинета.
Отличительными чертами постмодернизма было использование готовых форм, маргинальность, синтетичность и сплав старого в новом контексте. В постмодернизме меняется и функция автора: не творить, создавая новое, а перерабатывать старое.
Для постмодернизма характерны яркие, энергичные цвета, а также бежевый, серебристый, "металлик", перламутровый, флуоресцентный; динамичные, свободные линии, символика форм в противовес модернизму с его сходными геометризованными формами, контрастное сочетании текстур и фактур. В освещении возможно сочетание светильников разного типа, например, больших люстр с галогеновыми и неоновыми лампами.
Постмодернизм - это большие, просторные залы с легкими, оригинальными конструкциями (сборными и разборными, легкими алюминиевыми и традиционными железобетонными, арочными, балочными и вантовыми). Для декора характерны контрастные текстурные и фактурные сочетания, применение искусственной кожи, никелированных и хромированных материалов. Окна просторные, иногда во всю стену, раздвижные, откидные, распашные и поворотные; телескопические, раздвижные, складчатые, качающиеся, балансирные, вращающиеся двери.
Мебели немного, но она неоднородна по форме: строгие формы сочетаются с плавной и обтекаемой, футуристической. Причудливые статуэтки из металла, пластика, керамики, вазы, посуда из цветного стекла, растения в горшках с ярким орнаментом. Картины в духе абстракционизма, кубизма, постимпрессионизма, принты.
В оформлении стен отсутствует диктат определенного отделочного материала. Стены однотонные и нейтральные с акцентированием ярких предметов декора. В стенах - ниши, геометрические вставки из металла, стекла и пластика с использованием подсветки, аэрография. Потолок однотонный, как правило, многоуровневый и несимметричный. Орнамент или текстура напольного покрытия строгая и четкая. Ковры яркие, однотонные, геометрической формы или асимметричные.
Постмодернизм в интерьере – это отказ от стереотипов, гармоничное сочетание элементов интерьера. Стиль многолик, энергичен и ультрасовременен, он дает почву для проявления творческой фантазии и индивидуальности в оформлении интерьеров.