Ребенок становится и более зависимым, и более независимым одновременно.
Звучит это противоречиво. Но вот, скажем, родители жалуются на годовалого ребенка, что он начинает плакать каждый раз, когда они выходят из комнаты. Это не значит, что у него развивается плохая привычка, он просто вырос и начинает понимать, насколько сильно зависит от своих родителей. Это причиняет неудобства, но является хорошим знаком.
Однако в том самом возрасте, когда ребенок становится более зависимым, у него начинают развиваться собственные потребности, он открывает новые места, знакомится с незнакомыми людьми.
Понаблюдайте за ребенком, еще ползающим на полу, пока его родитель моет посуду. Сначала он некоторое время с удовольствием поиграет с кастрюлями и сковородками. Затем ему станет немного скучно, и он решит исследовать столовую: заберется под мебель, начнет доставать пыль и пробовать ее на вкус, будет пытаться подняться на ноги, чтобы достать ручку выдвижного ящика. Через некоторое время ему, по-видимому, опять потребуется компания, поскольку он неожиданно вернется на кухню. Таким образом, здесь одновременно можно увидеть и потребность в самостоятельности, и потребность в безопасности. Ребенок удовлетворяет каждую из них по очереди. Со временем он становится все более смелым в своих экспериментах и исследованиях. Он по-прежнему нуждается в родителях, но теперь уже не так часто. Он "строит" свою собственную независимость, но отчасти его смелость объясняется осознанием - стоит ему захотеть, и у него всегда найдется убежище.
Хочу подчеркнуть, что независимость основывается не только на той свободе, которую вы предоставляете ребенку, но и на чувстве безопасности, которое вы ему обеспечиваете Однако некоторые люди представляют себе это как раз наоборот: они пытаются "воспитывать" в ребенке независимое!! тем, что держат его подолгу одного в комнате, даже когда он плачет от страха и кого-то зовет. Я полагаю, насильственные методы никогда не принесут хороших результатов.
Таким образом, годовалый ребенок стоит на распутье. Если ему предоставить возможность, он постепенно становится более самостоятельным, общительным с посторонними людьми (и взрослыми, и детьми), уверенным в себе и дружелюбным. Однако, если сильно ограждать ребенка от общения с людьми, вызывая привыкание только к родителям, а часто только к одному из них, постоянно опекать его), он станет слишком привязанным к этому родителю, будет застенчивым с незнакомыми людьми и замкнутым.
Так как же поощрять независимость? Когда ребенок научится ходить, не берите с собой на прогулку коляску. Не обращайте внимания, если ребенок испачкается, так оно и должно быть. Старайтесь гулять с ним в безопасном месте, где вам не придется постоянно следить за ним и где он сможет привыкнуть к другим детям. Если ребенок подберет окурок сигареты, вы должны немедленно отобрать его и отвлечь внимание ребенка чем-нибудь интересным. Не позволяйте ему есть песок и землю, потому что это может вызвать расстройство пищеварения и заражение яйцами глистов. Если он все тащит в рот, давайте ему твердое печенье или какой-нибудь чистый предмет, который ему нравится жевать, чтобы рот ребенка был занят. Конечно, если держать в коляске здорового ребенка, умеющего ходить, это убережет его от неприятностей, но будет сдерживать развитие и не даст возможности проявлять свою индивидуальность. Некоторые родители находят очень практичным в этом возрасте пользоваться для прогулок и при хождении за покупками поводками и ремнями. Однако "упряжь" не должна использоваться для привязывания ребенка в одном месте).
Если ребенок настаивает, выпускайте его из манежа.
Одним детям нравится играть в манеже, по крайней мере какое-то время, до полутора лет. Другие уже к 9 месяцам считают его тюрьмой. Большинство детей с удовольствием играют в манеже, пока не научатся ходить где-то в возрасте около 15 месяцев. Я рекомендую выпускать ребенка из манежа, когда ему становится там скучно. Не хочу сказать, что его надо выпускать, как только он захнычет, лучше дайте ему поиграть с какой-нибудь новой вещью, которая может заинтересовать его еще на час. Дети "вырастают" из манежа постепенно. Сначала ребенку становится скучно только после довольно длительного пребывания в манеже. Постепенно ему надоедает оставаться там все быстрее. Может потребоваться несколько месяцев, прежде чем он начнет протестовать против манежа вообще. Как бы то ни было, выпускайте ребенка, если он явно не хочет больше там оставаться.
Привыкание к незнакомым людям.
В этом возрасте ребенок по натуре недоверчив и подозрителен по отношению к незнакомым людям, пока ему не удается к ним присмотреться. А присмотревшись, он подходит к ним все ближе и в конце концов пытается подружиться, но, естественно, по-своему, как это делают годовалые дети. Например, ребенок может встать рядом и внимательно посмотреть на незнакомца, торжественно дать ему что-нибудь, а потом забрать обратно, или может принести все, что удастся удержать в обеих руках и свалить всю эту кучу на колени незнакомому человеку.
Многие взрослые не догадываются оставлять ребенка в покое, пока тот к ним присматривается. Они бросаются к нему, сразу же заводят разговор, и ребенок отступает под защиту своего родителя. Тогда ему нужно уже больше времени, чтобы собраться с духом и познакомиться. Я полагаю, родитель может помочь ребенку, если в самом начале предупредит посетителя: "Он начнет стесняться, если вы сразу же обратите на него внимание. Через некоторое время он и сам подойдет и познакомится с вами".
Когда ребенок начнет ходить, обеспечьте ему побольше возможностей знакомиться с незнакомыми людьми. Ходите с ним в магазин пару раз в неделю. Если есть возможность, водите гулять туда, где играют другие маленькие дети. Он пока еще не сможет играть вместе с ними, но ему все равно понравится наблюдать, как играют другие. Если ребенок уже сейчас привыкнет находиться среди детей, он охотно будет играть с ними, когда придет время, где-то между 2-м и 3-м годами жизни. Если ребенок никогда не был среди детей до трех лет, ему может понадобиться много месяцев, чтобы привыкнуть к ним.