И какой русский не любит халяву? Да, собственно, и не русский тоже. Может быть, поэтому нам так нравится отдыхать по системе all inclusive? Ведь оплатив стоимость путевки, можно провести недельку-другую в отеле со всеми удобствами, не тратя ни одного доллара сверх «уплоченного» на родине, что и порождает ощущение тотальной бесплатности. Но всегда ли все так радужно и просто? Выясняется, что нет. All inclusive, оказывается, бывает разный, и прежде чем мечтать о беззаботном отпуске, неплохо бы узнать поподробнее, что же это за «все», которое «включено».
Классика жанра
Пожалуй, в сознании любого туриста из стран СНГ с понятием «all inclusive» накрепко связана страна, называемая профессионалами «русской дачей», – Турция. По оценкам специалистов, более половины ее отелей и до 90% анталийских отдают предпочтение системе «все включено». Поэтому на примере Турции проще всего изучать разновидности all inclusive.
Прежде всего развеем распространенное заблуждение: по формуле all inclusive работают не только дорогие отели уровня 4 – 5* и клубы первого класса. Кормить и развлекать туристов, не взяв ни копейки сверх оплаченного, может абсолютно любая гостиница от 2* до 5*. Разница заключается только в качестве и количестве услуг, входящих в «джентльменский набор».
Отели уровня 2 – 3*обычно включают в стоимость проживания трехразовое питание. Отличие от полного пансиона (FB) состоит в возможности потреблять местные прохладительные и алкогольные напитки в течение всего дня (обычно с 10 утра до 10 вечера) без каких-либо ограничений. Съедобность блюд зависит от мастерства поваров, но в любом случае на особые кулинарные изыски рассчитывать не приходится. Туристам гарантирован шведский стол примерно с пятью видами различных салатиков и таким же количеством горячих блюд. Плюс немного овощей, фруктов и выпечки. В принципе, все может быть очень вкусно, но ко второй неделе отдыха зазубренное наизусть меню уже не вызывает энтузиазма, и так и тянет поесть где-нибудь на стороне.
Что же касается услуг, не связанных с процессом поглощения пищи, то их разнообразие тоже невелико. Бесплатно предоставляются минимально необходимые пляжные принадлежности – шезлонги и зонтики. Детишкам обеспечена игровая площадка и мелкий бассейн, взрослым предлагается лишь невинное развлечение в виде настольного тенниса. А вот знаменитой турецкой анимации может и не быть.
В гостиницах 4* система «все включено» подразумевает 4 – разовое питание с добавлением к трем традиционным трапезам позднего завтрака либо позднего ужина. Выбор блюд здесь шире. Помимо овощей на закуску туристу предлагают примерно 10 видов салатов и столько же горячих блюд. Плюс выпечка, чай, кофе в течение всего дня. Безалкогольные и алкогольные напитки местного производства наливают с 10 утра и до полуночи, а то и до двух-трех ночи. Закусочные и бары на пляже и у бассейна иногда готовы предложить бесплатные легкие закуски в течение дня.
Возрастает и количество включенных сервисов и увеселений. На пляже отдыхающим задаром выдают не только шезлонги, но и матрасы, иногда вкупе с пляжными полотенцами. Наряду с открытым бассейном предлагается закрытый, а если повезет, то и водные горки. Малышню можно отправить в детский клуб, а взрослым гарантированы насыщенная анимация и дискотека. К теннису настольному прибавляется большой, а также тренажерный зал, волейбол и иные виды спорта, естественно, с бесплатным инвентарем. Наконец, любой турецкий 4 – звездочный отель с системой all inclusive предоставляет постояльцам возможность попариться в турецкой бане либо сауне.
«Все включено»в гостиницах 5* не слишком отличается от 4 – звездочного варианта, хотя здесь есть приятные «довески». Так, некоторые отели поят своих клиентов не только местными, но и импортными напитками, другие потчуют отдыхающих мороженым в течение всего дня. К бане и сауне обычно добавляется джакузи, а пляжные полотенца становятся не приятным исключением, а правилом. Водные развлечения пополняются бесплатным катанием на каноэ и катамаранах.
Маленькие хитрости
Как известно, правило на то и правило, чтобы из него были исключения. В полной мере это утверждение относится и к формуле all inclusive. К тому же здесь и стандартов как таковых не существует, поскольку каждый отель разрабатывает собственную систему «все включено», ориентируясь на опыт конкурентов и свою фантазию.
Прежде всего количество и качества предоставляемых гостиницей или клубам услуг зависят не столько от их «звездности», сколько от стоимости проживания. По утверждению менеджеров турфирм, приличный с точки зрения цен отель 2* может обеспечить отменное четырехразовое питание, в то время как гостиницы с тремя «звездами» на фасаде иногда предлагают всего три скудные трапезы в день. Качество all inclusive, как выясняется, определяется также уровнем персонала отеля.
А вас случайно не интересует вопрос: как же отели, включающие в стоимость еду и напитки, не разоряются от неумеренных аппетитов туристов? Оказывается, человеческая прожорливость имеет свои пределы, так что среднестатистический отдыхающий спокойно укладывается в стоимость путевки. И тем не менее многие гостиницы придумывают собственные, невыгодные для туристов способы экономии. К примеру, в недорогих 2 – 3 – звездочных отелях не стоит рассчитывать даже на разбавленные соки, скорее всего вам просто разведут порошок типа Zuko. Другой распространенный прием – когда недоеденные во время завтрака продукты переходят на обед, а с обеда – на ужин. Также экономия достигается за счет сокращения количества обслуживающего персонала, которое туристы ощущают по редким и некачественным уборкам. Поэтому не устаем вас предупреждать: когда выбираете all inclusive, поинтересуйтесь деталями сервиса, характерного для приглянувшейся гостиницы.