Питер — это не город, это явление. Воплощение грандиозной и безумной идеи строительства города на заболоченной местности, регулярно заливаемой наводнениями, подарило миру один из шедевров архитектуры. Самый северный мегаполис мира очаровывает белыми ночами, поражает архитектурными творениями и музейными собраниями, а исторические события, вершившиеся на этой земле, вызывают восхищение и рождают дискуссии.
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость - первоклассное военно-инженерное сооружение XVIII в. Ей стоит уделить особое внимание - подобных построек в столь хорошем состоянии не сохранилось больше нигде.
Сравнительно небольшие размеры Заячьего острова (750x360 м) позволяли строить крепость так, чтобы «лишней земли не оставалось» и неприятель не мог высадить десант у ее стен. Кое-где пришлось делать искусственные насыпные участки. Крепость сооружалась в форме вытянутого шестиугольника с выступающими угловыми бастионами, с которых можно было бы вести артиллерийский обстрел подступов к крепости.
К входу в крепость ведет старейший городской мост - Иоанновский. Через Иоанновские ворота дорога идет к главному входу в крепость - Петровским воротам. Это единственное триумфальное сооружение петровского времени. Трезини поставил их в 1707 -1708 гг. из дерева и в 1718 г. перестроил их в камне, в точности воспроизведя свой замысел еще раз.
Ворота украшает статуя Петра, а также деревянные барельефы. В верхней части ворот изображен бог Саваоф в облаках, рядом -воинские доспехи. Ниже — барельеф «Низвержение волхва» (автор - К. Оснер). Это аллегория победы России над Швецией (существует христианский миф о том, что Симон-волхв силой волшебства вознесся на небеса, но молитвой апостола Петра был «низвергнут с великим шумом» на землю). Двуглавый орел над аркой, - герб России, - выполнен из свинца. В нишах арки помещены скульптуры богинь, символизирующих мудрость и военную доблесть Петра.
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
В 1850 - 1860-х гг. на территории Кронверка возвели подковообразное здание Арсенала (арх. Таманский). В 1868 г. в Арсенале расположили образцы артиллерийского вооружения, сбор которых начался еще в 1756 г. по распоряжению графа П.И. Шувалова. В1872 г. здесь уже было большое собрание реликвий боевой славы русской армии, и здание Арсенала стали именовать Артиллерийским музеем. С 1889 г. музей стал общедоступным. Сейчас он называется В музее кроме воинских предметов хранятся архивные документы, военно-историческая литература, в том числе коллекция редких и старопечатных книг.
Монетный двор
На главной площади крепости, замыкая главную аллею, идущую от Петровских ворот, стоит монументальное здание Монетного двора (1800-е, арх. Порто). В 1724 г. Петр I приказал перевести Монетный двор из Москвы в столицу империи. Первоначально для этого в крепости были приспособлены помещения Трубецкого и Нарышкинского бастионов. На Монетном дворе чеканили монету и различные нагрудные знаки, выполняли медальерные работы. На Марс, Венеру и Луну отправлены вымпелы, изготовленные Ленинградским Монетным двором.
Петропавловский собор
Уникальный памятник русской архитектуры и искусства первой половины XVIII в. Построенный в стиле раннего барокко, он сохранил свой первоначальный облик. Стены оформлены пилястрами и головками херувимов на наличниках окон. Трехнефная базилика в основе композиции храма нарушает канонические требования русского церковного зодчества. Отсутствуют алтарные апсиды -алтари размещены в прямоугольных пристройках. В этих отступлениях от церковных канонов проявилось отношение Петра I к церкви: царь считал, что церковь должна подчиняться светской власти.
При перестройке после пожара 1756 г. черты барокко стали еще более заметны: в куполе появились пышно обрамленные люкар-ны, затейливые гирлянды-гурты.
Внутреннее пространство собора разделено на 3 нефа мощными пилонами. Свет заливает собор через огромные окна. На стенах под окнами расположены 18 картин на евангельские сюжеты (они написаны маслом на холстах).
В алтарной части находится великолепный резной иконостас (1722 — 1727). Он похож на пышную триумфальную арку - это напоминание о победе России в Северной войне. Оригинальная композиция и изумительная резьба делают иконостас одним из памятников искусства мирового значения. В иконостасе 43 иконы, написанные в основном в XVIII в. московскими иконописцами. Справа от царских врат находится изображение Вседержителя со скипетром и державой. Слева у колонны находится кафедра. Ее украшают фигуры святых Петра и Павла и четырех евангелистов, а также картины на библейские сюжеты. Справа перед иконостасом - царское место, украшенное шитым на бархате гербом России и резными атрибутами царском власти - скипетром, мечом и короной.
По указанию Петра I Петропавловский собор стал усыпальницей российских императоров. В соборе похоронены все императоры, начиная с Петра и заканчивая Николаем II (его останки перенесены сюда из Екатеринбурга в июле 1998 г.), а также многие Великие князья.
Домик Петра I
На Городовом острове (нынешняя Петроградская сторона), в тылу у крепости, появился первый дом. Его срубили для Петра I за 3 дня. Вверх и вниз по течению Невы лес вырубили, место разровняли и поставили шатры и навесы для приближенных. До весны 1704 г. дом оставался единственным гражданским строением города. Он имел один этаж и был накрыт двускатной крышей, сделанной из обтесанных сосновых бревен. Обитые парусиной помещения с невысокими потолками, широкие окна с мелкой рас-стекловкой, расписные двери и наличники. Три комнаты - кабинет, столовая, спальня — и сени. Печей не было, дом обогревался жаровней с углями. Снаружи дом отделали на голландский манер: стены расписали «под кирпич», гонту (дранке), покрывающему крышу, придали вид черепицы (за это дом прозвали «Красными хоромами»). Позже около дома разбили сад и обнесли его чугунной узорной решеткой. В 1875 г. при входе установили бронзовый бюст Петра, отлитый по модели скульптора Забелло. В 1890 г. с северной и южной сторон дома были сделаны пристройки. Чтобы сохранить береговую линию перед дворцом, к берегу подсыпали камень и щебенку, и постепенно здание как бы «отодвинулось» от края вглубь. На берегу — гранитная пристань, украшенная (высота 4,5 м) изваяниями китайских мифических существ Ши-цзы, привезенных из Маньчжурии в 1907 г.
С 1930 г. Домик работает как музей. Экспозиция рассказывает о Северной войне (1700 - 1721). Здесь представлены личные вещи Петра и предметы, сделанные его руками.
Летний дом Петра I
Летний дом внешне напоминает знаменитый дворец Мау-рицхейс в Гааге (1633) - этому строению подражали и в Голландии, и в Дании. В 1714 г. дом приобрел свой теперешний вид. Современники признавали: «Дворец хотя и небольшой, но сделан хорошо». Дворец двухэтажный. Парадный подъезд находится со стороны сада: перед входом тогда была небольшая гавань - царь прибывал сюда по реке. Дом украшает узкий лепной фриз из дубовых ветвей. Барельефы по рисункам А. Шлютера, между окнами первого и второго этажей, рассказывают о борьбе России за выход к Балтийскому морю. Коричнево-красные прямоугольники барельефов на фоне светлой стены и золоченые оконные рамы с частыми переплетами придали зданию изысканно-нарядный вид. Над дверью - фигура Минервы (богини мудрости, войны и городов) в окружении победных знамен и военных трофеев.
В экспозиции дворца, превращенного в музей, можно увидеть подлинную одежду Петра I, его мастерскую с токарными станками и придметы сделанные царем.
Летний сад
По замыслу царя Летний сад должен был стать не просто местом отдыха и проведения веселых ассамблей, но и школой изучения европейской мифологии и эмблематики.
До сих пор в аллеях сада белеют десятки мраморных мифологических и аллегорических скульптур, закупленных в основном у венецианских мастеров. Петр I лично приобрел скульптурную аллегорию победы России над Швецией в Северной войне «Победа и мир» (ск. Барат, 1723), скульптурную группу «Амур и Психея», бюсты польского короля Яна III Собеского и его жены Марии-Казимиры (1683), бюсты римской императрицы Агриппы и королевы Швеции Кристины.
При Петре в Летнем саду, в дальней от Невы половине, располагались оранжереи, и птичники с павлинами и фазанами. Сейчас в Летнем саду можно полюбоваться на Кофейный и Чайный домики. Между главной аллеей и набережной Фонтанки стоит памятник русскому баснописцу И.А. Крылову . У южного входа в сад высится ваза, установленная на постаменте из темно-красного порфира, подаренная Николаю I кофира, подаренная Николаю I королем Швеции Карлом XIV Юха-ном.
Но главная достопримечательность Летнего сада - чугунная ограда (1771 - 1784, арх. Фель-тен и Егоров). Ажурные пролеты решетки укреплены на 36 монолитных гранитных колоннах, которые украшают ритмично чередующиеся вазы и урны. Чугунный ажур кажется невесомым, парящим в воздухе.
Михайловский (Инженерный ) замок
Замок - образец псевдоготики в русской архитектуре. Его облик передает дух рыцарского средневековья - мощные стены, окруженные со всех сторон рвом, заполнявшимся водой от мирно текущей вдоль его восточного фасада Фонтанки, подъемный мост и тоннель с двойными воротами, ведущими в восьмиугольный внутренний дворик. Каждый фасад замка трактован в своеобразной архитектурной манере.
Северный фасад замка обращен к Летнему саду. Соединенные террасой, сильно выдвинутые ризалиты поддержаны парными колоннами из розового мрамора. В небольшой сад спускается широкая лестница, украшенная изваяниями Геракла и Флоры, римской богини плодородия. Убранство фасада дополняет высокий аттик со скульптурами. Перед главным фасадом в 1800 г. установлен памятник Петру I.
Мраморный дворец
Грандиозный дворец построенный для фаворита Екатерины II графа Г. Орлова. Лучшие русские ваятели конца XVIII в. - Шубин и Козловский - использовали 32 вида мрамора для скульптурно-декоративного убранства здания. Дворец создавался в переходное - от барокко к классицизму - время. Стены здания облицованы серым гранитом, второй и третий этажи украшают коринфские пилястры из бело-розового мрамора. Вокруг парадного двора изящная ограда. С восточной стороны двор замкнут служебным корпусом. Дворцовый фасад, обращенный во двор, П. К. Клодт украсил фризом.
В центре парадного двора стоит конный памятник Александру III (1909, ск. Трубецкой). На цоколе памятника надпись: «Строителю Великого Сибирского Пути».
Изначально памятник был установлен на площади перед Николаевским (Московским) вокзалом; в 1930-е годы статуя переехала во двор Русского музея. В1990-х гг. памятник переехал к Мраморному дворцу и заменил стоявший здесь в бытность дворца Музеем Ленина революционный броневик «враг капитала». Броневик занял место в экспозиции музея Артиллерии. Сейчас в Мраморном дворце устраиваются выставки.
Зимний дворец
Зимний дворец на Дворцовой площади в стиле русского барокко - самое старое сооружение на площади. Он поражает своим великолепием и размерами (длина - ок. 200 м, ширина - 160 м, высота - 22 м). Всего во дворце 1057 помещений (их общая площадь составляет около 46 тыс. кв. км), 117 лестниц, 1786 дверей и 1945 окон.
Разнообразные сочетания ризалитов, портиков, подчеркнутые динамичными линиями карниза и балюстрады, делают фасад необычайно живописным. Над оформлением дворцовых интерьеров в разные годы работали прославленные архитекторы: Кваренги, Монферран, Росси, Брюллов и другие.
В 1837 г. при страшнейшем пожаре дворец выгорел почти дотла, но был восстановлен за рекордно короткий срок - всего за 2 года. Многие помещения были оформлены в соответствии с новыми вкусами 1830-х, но фасад здания и отдельные интерьеры восстановлены в первоначальном виде, и таким он сохранился до сегодняшнего дня.
Позже Зимний дворец стал главным занием музейного комплекса "Государственный Эрмитаж"
Государственный Эрмитаж
Эрмитаж одно из крупнейших в России и мире художественных сокровищниц. Возникновение музея при императорской резиденции относится к тому периоду, когда в ряде европейских стран началось создание публичных музеев на основе закрытых дворцовых собраний. Для публики музей открылся в 1852 г., когда по проекту специалиста по постройке музейных зданий Л. фон Кленце на углу Дворцовой площади и Миллионной улицы был возведен Новый Эрмитаж (1842 - 1851, арх. Л. фон Кленце, Стасов и Ефимов). Портик Главного подъезда (до середины 1920-х он служил центральным входом в музей) украшают 10 гранитных фигур атлантов. С 1859 г. вход в императорское хранилище предметов искусства стал свободным.
В Здании Малого Эрмитажа (1764 -1775 гг.) также разместили коллекции. Южный павильон здания и две галереи по сторонам Висячего сада, расположенного над помещением бывших каретных сараев и конюшен, созданы архитектором Фельтеном.
В галереях рядом с Висячим садом, как и в Зимнем дворце, в XVIII в. сосредотачивались сокровища закрытого императорского собрания. Когда коллекции выросли, на набережной Невы по проекту Фель-тена было возведено здание (1771 - 1781), впоследствии названное Старым Эрмитажем.
В число музейных зданий входит и Эрмитажный театр, построенный Кваренги (1782 - 1787) на цоколе Зимнего дворца Петра I. Зрительный зал театра похож на древнегреческий амфитеатр - ряды кресел поднимаются уступами. Обычно в театрах того времени кресла устанавливались на ровном полу — в партере (от франц. par terre - «на земле»). Стены украшают отделанные под искусственный розово-желтый мрамор коринфские колонны, между которыми в нишах стоят фигуры Аполлона и девяти муз.
В помещении театрального фойе, расположенного над Зимней канавкой и соединяющего театр со зданием Старого Эрмитажа, теперь устраиваются временные выставки.
В эрмитажном собрании не было произведений современного искусства — ни императорский музей, ни коллекционеры-аристократы им не интересовались. Эти произведения попали в Эрмитаж в 1948 г., когда коллекции русских промышленников и предпринимателей - Морозова, Щукина и др. - были разделены между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. Это обстоятельство позволяет проследить историю западноевропейского искусства вплоть до первой четверти XX в. Так же, Государственному Эрмитажу под экспозиции отдали и часть помещений Главного штаба. В настоящее время в собрании музея находится около 2790000 экспонатов. Количество выставочных залов свыше 400.
Среди мировых музейных ценностей собрание Эрмитажа занимает одно из первых мест, наряду с собраниями Британского музея, французского Лувра и испанского Прадо.
Кунсткамера
Дом № 3 по Университетской набережной - знаменитая Кунсткамера, «палата редкостей», ставшая первым русским естественнонаучным музеем.
Кунсткамера основана в 1714 г. и открыта для обозрения в 1719. Увлекшись военным делом, Петр начал приобретать старинное и современное оружие разных стран. Затем принцип составления коллекций изменился: путеше ствуя за границей, государь покупал анатомические препараты, станки, приборы, инструменты и всевозможные художественные редкости. Он издал указы, согласно которым требовалось сдавать в Кунсткамеру «все, что старо и необыкновенно». Сибирский губернатор князь Гагарин прислал коллекцию золотых предметов, найденных кладоискателями в Сибири. Уральский заводчик Демидов подарил аналогичную коллекцию жене Петра I Екатерине по случаю рождения ею наследника. (Позднее эти коллекции передали в Эрмитаж).
Вначале Кунсткамера располагалась в Кикиных палатах на Адмиралтейской стороне, за Литовским проспектом, близ будущего Смольного монастыря. В ту пору государь, желая приучить россиян посещать Кунсткамеру и смотреть «монстров», повелел денег за вход не брать, а каждому посетителю после осмотра подно-сить чарку водки. Но посещали музей мало, и царь перевел Кунсткамеру на Васильевский остров, в центр будущей столицы.
В 1718 -1734 гг. для Кунсткамеры построили здание в стиле раннего русского барокко. Два трехэтажных корпуса соединяет ступенчатая башня, над балюстрадой ее третьего уступа поднимается изящная восьмигранная башенка с армиллярной сферой (астрономический инструмент для определения координат небесных светил). Петербургская Академия наук начинала свою деятельность в этом здании, кроме того, здесь размещались общественная библиотека и астрономическая обсерватория.
В этом здании находятся Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого и Музей М.В. Ломоносова.
Дворец Меншикова
Дом № 15 по Университетской набережной , первое каменное здание на Васильевском острове. Усадьба светлейшего с цветником и садом протянулась через весь остров - от Большой до Малой Невы. Чего здесь только не было: и бани, и хлебопекарня, и кузница, и медоварня. Меншиковский дворец царь Петр называл «Посольским домом»: почти все праздничные пиры и торжественные обеды проводил именно там. В «Посольском доме» играли свадьбу сына Петра I царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой-Софи-ей (в крещении Наталья Алексеевна), а также свадьбу племянницы Петра, будущей императрицы Анны Иоанновны с Фридрихом-Вильгельмом, герцогом Курляндским.
Во второй половине XVIII в. Трезини перестроил дворец: генерал-фельдмаршал Миних решил создать специальное учебное заведение для подготовки офицеров российской армии - Сухопутный шляхетский корпус (позднее переименован в Кадетский). Его выпускниками стали не только прославившиеся военные, но и многие известные писатели и поэты конца XVIII - начала XIX в.
Военное училище просуществовало здесь до реставрации здания в 1981 г., после которой Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа и в нем разместилась экспозиция истории и культуры России петровского времени.
Церковь во имя святого Андрея Первозванного.
Деревянный храм на этом месте построен в 1728 г., хотя Петр задумывал строительство соборного храма во имя апостола Аццрея радом со зданием Двенадцати коллегий.
В 1764 г. собор сгорел от удара молнии, и Екатерина II распорядилась построить каменную церковь (освящена в 1781 г.). Здание собора - пятикупольное, вход в него - через двухъярусную колокольню и одноэтажную трапезную. Над главным входом в храм помещен знак ордена св. Андрея Первозванного. Ежегодно кавалеры ордена отмечали день памяти святого торжественным богослужением. В 1850 г. по проекту архитектора Гребенки к храму пристроили боковые приделы: правый - во имя Пресвятой Богородицы, левый — во имя свт. Николая Чудотворца. В 1938 г. деятельность храма была прекращена. Через 50 лет храм возвратили православной церкви, и в 1998 г, к празднованию 300-летия ордена, храм был почти полностью восстановлен.
Дом графов Лавалей
Дом примыкающий к зданию Сената один из красивейших в Петербурге. Он украшен барельефами и колоннадой по второму этажу. Подъезд охраняют гранитные львы.
Приобретя дом на этом участке набережной, Лавали поручили перестроить его архитектору Тома де Томону. В шикарном доме устраивались балы и рауты, на которые съезжался весь светский Петербург. В 1810 - 1840-х гг. в Петербурге был известен литературно-музыкальный салон Лавалей. Его посещали президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки Оленин, автор «Истории Государства Российского» Карамзин, Крылов, Вяземский, Пушкин, Грибоедов,Мицкевич, Лермонтов. Сейчас здание Сената и Синода и дом Лавалей занимает Центральный государственный архив России.
Адмиралтейство
На противоположной от Сената стороне площади по Английской набережной до Дворцового моста простирается здание Адмиралтейства. На его месте в 1705 г. была возведена земляная крепость, чтобы держать под прицелом фарватер Невы. Позже на берегу в окружении земляных валов и адмиралтейских зданий лежали шпангоуты будущих кораблей. Позади верфи селились мастеровые и матросы.
В 1730 г. архитектор Коробов построил центральный корпус и соорудил 72-метровую башню, увенчанную шпилем с флюгером-корабликом из золоченой листовой латуни. По преданию, прообразом кораблика стал первый русский военный корабль «Орел», построенный еще при царе Алексее Михайловиче. Адмиралтейская игла вычеканена на медали «За оборону Ленинграда». Во время перестройки здание Адмиралтейства сохранило прежнюю планировку и старый шпиль. Главный же фасад (длина 407 м) был декорирован шестико-лонными и двенадцатиколонными портиками. Здание украшают 56 больших скульптур, 11 крупным рельефов и 350 лепных фигур и узоров крупнейших русских скульпторов начала XIX в..
Горельеф над аркой главного входа изображаеталлегорию «Заведение флота в России»: морской бог Нептун, вручает свой трезубец Петру I. Стоящая рядом богиня мудрости Минерва обращена к женщине, сидящей под лавром, - России. Россия опирается на палицу Геракла (символ силы) и держит рог изобилия, к которому прикасается бог торговли Меркурий. Башенная колоннада декорирована 28 статуями, символизирующими 4 времени года, 4 ветра (норд, ост, зюйд и вест) и 4 стихии (Огонь, Воду, Воздух и Землю); а также древнеегипетскую богиню мореплавания Изиду и греческую музу астрономии Уранию. Каждый сюжет дан дважды. По обе стороны арки главного входа установлены две монументальные группы. Они представляют собой триединство власти греческой богини Гекаты в виде трех нимф - символов Земли, Воды и Неба.
Исаакиевский собор
Здание собора огромно - общая высота 101.5 м, площадь -
более 1 га, наружный диаметр купола составляет 25,8 м. Для фундамента забили 10762 сваи.
Вес всего здания около 300 тыс. тонн. Затраты составили более 23 млн рублей серебром. В Исаакиевском соборе в огромном количестве применили полированный выборгский гранит «рапа-киви», из которого сделали 116 грандиозных цокольных колонн. Подряд на вырубку колонн взял каменщик Яковлев. Их подвозили по Неве, а затем на платформах с чугунными шарами катили полоткам из толстых досок к стройке.
С четырех сторон к собору примыкают портики, украшенные колоннами. Всего колонн 48. Высота каждой колонны 17 м, диаметр - 1,8 м, вес - более 100 т. Выдающее достижение русских строителей - установка колонн собора. 128 рабочих при помощи специальных лесов и кабестанов устанавливали одну колонну за 45 минут. Барабан, держащий купол, окружают 72 монолитные гранитные колонны весом от 64 до 114 т.
В начале XIX в. в практику стали внедряться большепролетные конструкции из чугуна и железа. Наиболее выдающиеся чугунные конструкции были применены на покрытии Александринского театра, построенного в 1828 -1832 гг., и Исаакиевского собора. Покрытие собора, выполненное из чугуна и железа, состоит их трех ребристых куполов. Основное ядро -конический купол и связанная с ним опорами полусфера с круглым проемом в вершине. По времени постройки это был третий металлический купол в мире.
Изумительную гамму разноцветных камней подобрали для внутреннего убранства Исаакиевского собора. Это русский, итальянский и французский цветной мрамор, малахит и лазурит. Колонны главного иконостаса облицованы тончайшими пластинками малахита и бадахшанского лазурита (на облицовку ушло 78 пудов фио-летово-синего бадахшанского лазурита). Первоначально две колонны были облицованы синим прибалтийским лазуритом, но Мон-ферран посчитал их недостаточно торжественными для собора и отправил в свой дом на Мойке. Интерьер собора создавали лучшие художники того времени.
После освящения Исаакиевский собор стал главным кафедральным собором столицы.
С 1954 по 1963 г. собор реставрировали. Ныне в нем находится музей. Наверху, вокруг основания купола расположена смотровая площадка, с которой открывается великолепная круговая панорама города. В настоящее время церковные службы в соборе возобновились.
Невский проспект
Каждая эпоха оставила на Невском свой след, каждый дом здесь «читается» подобно книжной странице. Можно сказать, что в облике Невского нашла отражение мечта Гоголя об улице, «которая вмещала бы в себя архитектурную летопись,.. Эта улица сделалась бы тогда в некотором отношении историей развития вкуса, кто ленив перевертывать толстые томы, тому бы стоило только пройти по ней, чтобы узнать все».
Невский проспект создан к 1712 г. как «большая перспективная дорога», связавшая район Адмиралтейства и основанный в 1710 г. Алекса ндро-Невский монастырь с Новгородским трактом.
По мере разрастания Петербурга Невский проспект оформляется как аристократическая улица с нарядными дворцами и особняками. В эпоху становления буржуазии проспект - средоточие деловой жизни: здесь располагаются банки, акционерные общества, торговые дома. Появляются и культовые здания: православный Казанский собор, лютеранский храм Святых Петра и Павла, католический костел Святой Екатерины, армянская церковь (А. Дюма, посетивший Санкт-Петербург в 1858 г., назвал Невский «улицей веротерпимости»).
Перспектива набережной Мойки лучше всего видна с Зеленого моста. Слева от него -Певческий мост. Вдоль набережной вытянулось здание Главного штаба и министерств.
За Зеленым мостом, на правой стороне Невского, на углу набережной Мойки расположен Строгановский дворец - самая старая постройка на Невском. Его облик очень схож с Зимним дворцом: архитектор Ф.-Б. Растрелли строил его для богатейшего елизаветинского вельможи С. Строганова в 1753 - 1755 гг., т.е. строительство обоих дворцов началось почти одновременно.
За Строгановским дворцом на левом берегу Мойки сохранились усадьбы К.Г. Разумовского (д. 48,1762 -1766, арх. Кокоринов и Валлен-Деламот) и бывший дворец Штегельмана (д. 50, арх. Ф.-Б. Растрелли; позже перестроен).
На правой стороне Невского, в здании в стиле модерн - Модный дом «Невский проспект», а за голландской церковью, влево от Невского проспекта уходит Большая Конюшенная улица. Этот район является пешеходной зоной и очень привлекателен для прогулок. В доме № 27 размещаются Театр Эстрады и Петербургское бюро путешествий; в следующем здании (1908 - 1909, арх. Виррих) расположен Дом Ленинградской Торговли (ДЛТ), один из крупнейших универмагов Петербурга. На противоположной стороне — небольшая финская церковь Святой Марии (1803 - 1805, арх. Пауль-сен, перестр. Андерсон). Заканчивается Большая Конюшенная у Конюшенной площади Здесь находится комплекс бывшего Конюшенного ведомства.
Казанский собор
Самое величественное здание на Невском (1801 - 1811, арх. Воронихин). Собор заложен для поклонения старинной иконе Божией Матери «Казанская», принадлежавшей царствующей семье Романовых.
В 1813 г. в соборе похоронили фельдмаршала М.И. Кутузова, главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 г. С тех пор здание стало музеем русской военной славы - здесь хранились трофейные знамена и ключи от взятых русскими войсками городов во время войны с Наполеоном. В 1837 г., к 25-летию со дня окончания войны 1812 года, перед собором установлены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли (ск. Орловский).
Воронихин установил вокруг собора великолепную чугунную ограду (1811). Красота и сложность композиции решетки придают ей величественный вид. Мотивы этой решетки воспроизводятся архитекторами и литейщиками и в наши дни.
Напротив Казанского собора, на углу Невского (д. 28) и канала Грибоедова высится массивное, облицованное темно-серым гранитом здание компании «Зингер». Его венчает стеклянная башня с глобусом. Здание (1904 — 1907; арх. Сюзор, модерн) принадлежало известной немецкой фирме «Зингер и Ко», выпускавшей швейные машины.
Позже в здании расположился Дом Книги — самый большой книжный магазин Петербурга. К 300-летию города фирма «Зингер» отреставрировала здание, и теперь выглядит так, как в начале своего существования.
От угла дома Зингера, в перспективе канала Грибоедова, видны храм Спаса на Крови и здание Удельного ведомства.
Можно углубиться в сторону от Невского по Михайловской улице (она начинается напротив портика), которая идет до площади Искусств (бывшей Михайловской). В ее перспективе виден Михайловский дворец, известный как Русский музей. Всю левую сторону Михайловской занимает «Гранд-Отель Европа» (1870-е, арх. Фонтана). Дом много раз перестраивался (в последний раз совсем недавно шведской фирмой) и принадлежит к числу лучших в Петербурге гостиничных зданий.
При выходе на площадь Искусств, на углу, в бывшем здании Дворянского собрания (1834 -1839, арх. Жако) находится Большой зал Санкт-Петербургской филармонии им. ДД. Шостаковича.
Русский музей
Росси возвел дворец (1819 -1825) для Великого князя Михаила Павловича, брата императора Александра I. Архитектурная композиция дворца с примыкающим садиком напоминает загородный дворец. Перед главным фасадом — площадь для парадов и разводов караулов. В 1801 г. на ней установили памятник Суворову, который позже перенесли на Марсово поле, а здесь поставили памятник Пушкину.
С конца XIX в. во дворце расположился Императорский музей русского искусства имени Александра III (позже его стали называть коротко - Русский музей). В нем размещены богатейшие коллекции русских икон, картин и скульптур русских авторов.
Храм Воскресения Христова, или Спаса на Крови
Возведенный на месте гибели императора Александра II (1881). Храм (1887 -1907, русский стиль) строился по проекту архитекторов Парланда и Макарова (архимандрита Игнатия). При строительстве впервые в России была применена система перекрещивающихся арочных пролетов. Храм вмещает 2 тыс. человек. Расписан он в 1902 -1903 гг. московскими мастерами Снегиревым, Струнниковым и др. под руководством академика Соколова. В 1991 г. храм передан Введенской Оптиной пустыни и с 1993 г. в нем возобновлены богослужения.
Александро-Невская лавра
На Московской стороне, за Смоляным двором, там, где Черная речка (ныне Монастырка) впадает в Неву, Петр I велел поставить большой монастырь во имя Живоначальной Троицы и Святого благоверного князя Александра Невского. По преданию, именно здесь в 1240 г. новгородский князь разгромил войско шведского ярла Биргера (на самом деле битва произошла при устье Ижоры). В 1545 г. Православная церковь причислила Александра Невского к лику святых. В 1702 г. Петр I одержал на этом месте победу над шведами, и чтобы подчеркнуть преемственность укрепления России на невских берегах и освятить создание будущей столицы, в 1710 г. был основан монастырь. Строительство продолжалось 73 года. Первоначальный проект монастыря подготовил Л. Трезини.
В 1724 г., по случаю трехлетия Ништадтского мира и желая под-вердить статус нового города как столицы русского государства, Петр перенес из Владимира в Санкт-Петербург мощи Св. А-лександра Невского. В строительстве лавры принимали участие многие архитекторы, но монастырский ансамбль получился гармоничным, в нем почти не заметны разновременность и раз-ностилье построек. Здания выполнены в традициях раннего и развитого барокко, раннего классицизма.
По проекту Д. Трезини в Александре-Невской лавре построены кирпично-красные с белым декором корпуса по обе стороны собора и Благовещенская церковь (1717 - 1725). В 1800 г. в Благовещенской церкви похоронили генералиссимуса Суворова. На надгробной плите три слова: «Здесь лежит Суворов». К Благовещенской церкви примыкает Духовский корпус (арх. Конрат). В 1748 г. П,-А. Трезини закончил строительство Федоровского корпуса и двойной федоровской церкви (проект Швертфегера).
Чесменский дворец и Чесменская церковь
Первоначально архитектура дворца отличалась сдержанностью и простотой, однако впоследствии искажена пристройкой (1830-е, арх. Штауберт). Массивность здания, прорезанные на втором этаже стрельчатые окна, аттик зубчатого контура, завершающий фасад здания и центральную башню, должны были напоминать о суровых рыцарских временах. Позже дворец был выбран для заседаний правления ордена св. Георгия, основанного в России в 1769 г. В1799 г. Павел I, великий магистр Мальтийского ордена, передал дворец правлению этого ордена.
Дворец, законченный в 1777 г., после освящения церкви стал называться Чесменским. Возведенный поблизости от дворца храм представляет собой «четырехлистник»: к четырем сторонам квадрата присоединены равные по размерам апсиды (по такому же плану возведены церкви в Филях, Уборах и Дуб-ровицах под Москвой). Монолитный объем церкви завершен 5 легкими куполами-фонариками, перемежающимися с остроконечными завершениями-пи-наклями. Стрельчатой формы окна и двери, многочисленные тяги на фасаде, пилястры портала главного входа, заимствованные из готической архитектуры, делают церковь более похожей на средневековую постройку, нежели на дворец, но она при этом кажется праздничной и нарядной.
Преображенский собор
Собор построен в 1743 г. по проекту П.А. Трезини как полковая церковь. В 1825 г. он сгорел, и в 1827 -1829 гг., используя старый фундамент и часть стен, архитектор Стасов создал пятиглавый классический собор. По рисункам Стасова выполнен новый резной иконостас, иконы написаны А.И. Ивановым, А.Е. Егоровым и В.К. Шебуевым.
Снаружи дом очень прост -центр фасада украшен фронтоном с белоколонным дорическим портиком под ним. Строго симметричная композиция, отчетливо выделенный центральный объем под пологим, великолепного рисунка куполом, боковые крылья, стоящие перпендикулярно к основному корпусу и обрамляющие парадный двор, - все эти черты, впервые с таким совершенством воплощенные Старовым, определили характер русской усадебной архитектуры конца XVIII-началаXIXв.
Вокруг дворца был разбит парк, в котором насыпали холмы, прорыли каналы, соединившие между собой несколько прудов с островками. В XIX и XX вв. парк несколько раз перепланировали, но в целом он сохранил свой вид. Сейчас здесь гуляют с детьми, играют в футбол, зимой катаются на конках.
Смольный монастырь
Второй после Александре-Невской лавры в Санкт-Петербурге, основан императрицей Елизаветой Петровной. Собор Смольного монастыря, один из самых красочных образцов елизаветинского барокко, виден со многих точек и является украшением горизонта. По замыслу Ф.-Б. Растрелли, монастырский храм с колокольней должен был стать самым высоким в городе, но Елизавета Петровна настояла на изменении проекта, и Растрелли вместо третьего шпиля (в дополнение к шпилям Петропавловской крепости ни Адмиралтейства) завершил храм пятигла-вием, следуя традициям православной архитектуры. Архитектор руководил постройкой монастыря с 1748 по 1764 г. Низ собора разделен на два яруса. Верхняя часть состоит из барабана, увенчанного центральным куполом. К барабану тесно прижаты четыре колокольни. Зимой собор, окрашенный в цвет небесной лазури с отделкой белой лепниной, сверкает подобно ледяному кристаллу.
Монастырский двор спланирован в виде креста, в центре которого находится собор, контуры подчеркнуты четырьмя корпусами с церквями по углам. Сейчас в корпусах располагаются два факультета Санкт-Петербургского
государственного университета и другие организации.
Крейсер "Аврора"
На Большой Невке, стоит легендарный крейсер «Аврора». Крейсер участвовал в Русско-японской войне (1904 -1905). 25 октября (7 ноября) 1917 г. «Аврора» вошла в Неву и стала на якорь у среднего пролета Николаевского моста. В 21.45 с крейсера был дан холостой выстрел из носового шестидюймового орудия -сигнал к штурму Зимнего дворца. В ноябре 1948 г. крейсер поставлен на вечную стоянку у здания Ленинградского (ныне Петербургского) Нахимовского военно-морского училища и превращен в музей.
Ботанический музей и сад
На улице профессора Попова,размещается Ботанический институт им. академика В.А. Комарова, в котором с 1823 г. существует Ботанический музей. Гербарии музея поражают своим разнообразием. Так, гербарий садовых, лесных и полевых растений насчитывает более 5 млн экземпляров. Санкт-Петербургский ботанический сад - один из пяти крупнейших ботанических садов мира. В его дендропарке более 700 видов деревьев и кустарников, в оранжереях - более 6000 разновидностей тропических и субтропических растений. Оранжереи привлекают особенно много посетителей в период цветения азалий.
Елагин остров
Северо-западнее Каменного острова Большая и Средняя Невки омывают Елагин остров. Так он стал называться с 1770-х, когда перешел во владение обер-гофмей-стера Екатерины II И.П. Елагина.
По распоряжению Елагина на острове разбили парк, вырыли каналы и пруды с затейливой береговой линией. Появились мостики и павильоны. Парк стал излюбленным местом прогулок петербургской знати. Великолепный ансамбль в духе классицизма создал в 1818 - 1822 гг. Росси для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Главным в этом ансамбле является Елагин дворец, спрятанный за чугунной ажурной решеткой. Дворец стоит на широкой каменной террасе, у него два различно оформленных парадных фасада. В сторону парка смотрит фасад с шестиколон-ным портиком под фронтоном. Отсюда идет широкая парадная лестница с изваяниями львов и пологий спуск в парк. К Средней Невке обращен фасад с овальным, выступающим вперед двусветным залом, колоннами и изящной лентой фриза над окнами первого этажа. Неподалеку от дворца стоит образец утилитарной постройки русского классицизма - Кухонный корпус. Внешнюю его стену украшают ниши, где установлены статуи (ск. Пименов) и декоративные вазы. Также интересны павильон у гранитной пристани и изящный Музыкальный павильон с живописным сочетанием колонн серого мрамора с декоративными беломраморными вазами-жертвенниками.
С 1932 г. Елагин остров - Центральный парк культуры и отдыха Петербурга (с 1934 носивший имя С.М. Кирова). Сейчас это место принято именовать, как и раньше, - «Острова». Здесь находятся аттракционы, летом можно покататься на катамаранах, зимой - на финских санях.
Крестовский остров
Самый большой из северных островов Петербурга - Крестовский (365 га). Первым владельцем острова был А.Д. Меншиков, с 1750-х - граф К.Г. Разумовский, в XIX в. - князь A.M. Белосельский-Белозерский. При нем большую часть леса вырубили и начали активно застраивать остров жилыми зданиями. Постепенно Крестовский остров вошел в черту городской застройки. В северной его части, напротив Стрелки Елагина острова, открылись яхт-клуб и «Искусственные минеральные воды», которые устроил швейцарец Излер.
В1925 г.здесь появился стадион «Динамо», а в 1949 -1950 гг. построен стадион им. Кирова (70 тыс. зрителей). Для него была намыта платформа (со дна Финского залива поднято более 2 млн кубометров жидкого грунта).
Осенью 1945 г. на Крестовском острове начали создавать Приморский парк Победы. Практически половину острова (168 га) занимают цветники и газоны, проложены аллеи. Вдоль южного берега острова вытянулся пляж.