Начиная с Петра I, основателя города, российские императоры учились у просвещённой Европы устраивать загородные резиденции и очень быстро сравнялись со своими европейскими образцами в красоте и роскоши, а кое в чём даже превзошли их. Самотечная система фонтанов Петергофа, уникальная Янтарная комната Екатерининского дворца, Катальная горка для зимних забав в Ораниенбауме – вот только некоторые жемчужины русской инженерной и художественной мысли, украшающие это ожерелье.
Война не пощадила это великолепие. Понадобилось несколько десятков лет кропотливой реставрационной работы, чтобы оживить пострадавшие дворцы и парки; число восстановленных залов и павильонов с каждым годом возрастает, и если вы приедете в эти места ещё раз, то наверняка увидите что-то новое.
Парковые ансамбли наших пригородов – не застывшие музейные экспонаты, они живут своей жизнью, порождая причудливое смешение эпох. Вы можете побывать на празднике, посвящённом любимой левретке Её Императорского Величества, или на чествовании героев Гангутского сражения, или на фестивале Большого вальса в том месте, где когда-то выступал сам Иоганн Штраус.
Екатерининский дворец
Одно из самых великолепных и блистательных дворцовых сооружений в мире. Поражает воображение золотая анфилада дворцовых залов Б. Ф. Растрелли. А Большой зал, с обилием зеркал и золота, создаёт иллюзию сверкающего безграничного пространства. Наконец, изумляет знаменитая янтарная комната. Во время войны она была похищена оккупантами и бесследно исчезла. Сейчас комната восстановлена и предстаёт перед нами в тёплом сиянии солнечного янтаря. Для восстановления этого шедевра потребовалось 6 тонн янтаря и 20 лет кропотливой искусной работы реставраторов.
Перед дворцом раскинулся петляющими узорами регулярный Екатерининский сад. Одна из его аллей ведёт к Эрмитажу . Здесь были созданы подъёмные механизмы для смены сервированных столов. После обеденных церемоний столовая превращалась в бальную залу. На берегу Большого пруда архитектором Б. Ф. Растрелли поставлен лёгкий нарядный Грот.
С регулярным садом соседствует первый в России пейзажный парк, насыщенный разнообразными строениями. К дворцу примыкает комплекс Камероновой галереи. Он включает в себя павильон «Холодная баня», где помещались парилка, массажные комнаты, бассейн. На втором этаже находятся Агатовые комнаты (в их отделке были использованы полудрагоценные камни). По расположенной здесь открытой галерее («аллее философов»), среди бюстов мыслителей древности и полководцев, любила гулять Екатерина II.
В парке немало памятников, воздвигнутых в честь победы в русско-турецкой войне: Морейская колонна, Кагульский обелиск, Башня-руина. Посреди Большого пруда возвышается четырнадцатиметровая Чесменская (Ростральная) колонна – один из символов города Пушкина. Её венчает орёл, раздирающий турецкий полумесяц. Во время войны гитлеровцы пытались при помощи танка свалить колонну в воду, но стальной трос оборвался и памятник устоял. Расположенная неподалёку Турецкая баня в точности воспроизводит одну из константинопольских мечетей.
Виды парка очень разнообразны. В зеркальных водах озера живописно отражается строгий Палладиев (Мраморный) мост. Возле него находится фонтан «Девушка с кувшином», воспетый Пушкиным. Вода в этом фонтане питьевая.
На границе Екатерининского и Александровского парков видна Китайская (Скрипучая) беседка, получившая название из-за скрипучего флюгера в виде китайского знамени. Радостное настроение в пейзаж Александровского парка вносят Большой и малый капризы (А. Неелов), Китайские мосты (Ч. Камерон). Эти экзотические сооружения выполнены в модном в XVIII столетии псевдокитайском стиле.
В 20 – х годах XIX века был возведён Арсенал, похожий на готический английский замок (А. Менелас, А. Тон). Здесь был первый в России публичный музей оружия. Недалеко от него высится Башня Шапель (А. Менелас), строение в виде руин средневекового замка. Такие руины были важным элементом пейзажных парков XIX века.
В 1796 г. по проекту Д. Кваренги для Александра I строится Александровский дворец. Императорской резиденцией он стал при правлении Александра III. Дворец оказался роковым для последнего императора России: Николай II здесь родился, и отсюда же в 1917 году августейшая семья была отправлена под конвоем в Тобольск.
Недалеко от Александровского сада располагается Фёдоровский городок, выполненный в русском стиле в 1912 году к 300 – летию дома Романовых (С. Кричинский).
Широкой аркой-переходом к Церковному корпусу Екатерининского дворца примыкает четырехэтажное здание Царскосельского Лицея. Первое в России закрытое учебное заведение для подготовки государственных служащих было торжественно открыто 19 октября 1811 г. За 32 года его существования Пушкин, безусловно, был самым известным выпускником, но по успеваемости из 26 учеников он пребывал лишь на 19 месте. Сегодня здесь работает мемориальный музей «Лицей». В 1900 году в Лицейском саду установлен памятник Пушкину-лицеисту.
Павловск
В 1777 году по случаю рождения первенца, будущего Александра I, Екатерина II дарит его родителям – Павлу Петровичу и Марии Фёдоровне – земли возле реки Славянки. Вскоре лесные массивы были превращены в один из самых живописных и больших парков в мире.
На огромной территории (около 600 гектаров) расположены очень разноликие пейзажи. Солнечные радостные просторы района Белой берёзы и Парадного поля соседствуют с таинственными тенистыми тропинками Старой и Новой Сильвии. Придворцовая часть парка носит парадный помпезный характер, а примыкающий с южной стороны к дворцу Собственный садик, напротив, очень уютный, интимный и яркий. Объясняется это тем, что над созданием дворцово-паркового ансамбля последовательно трудились разные мастера: Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин, К. Росси, П. Гонзаго. Но всем им удалось гармонично соединить столь разные районы парка в цельный ландшафт.
Такое же цельное впечатление производит Большой дворец, созданный одновременно с парком – на рубеже XVIII и XIX веков. Его здание, расположенное на высоком берегу реки Славянки, видно из многих уголков парка. Залы дворца имеют разнообразную планировку – круглые, прямоугольные, полуциркульные, с нишами и колоннадами, большие и маленькие. Строгий и сдержанный внешний облик дворца удивительным образом сочетается с изысканностью внутренней отделки.
Во дворце собрана большая коллекция живописи, скульптуры, фарфора, бронзы и мебели. Немало скульптур расположено и на территории парка. Недалеко от дворца, в Павильоне Трёх граций находится одна из них. «Грации» высечены из цельного куска мрамора. В этом же районе парка, на горе, олицетворяющей древнегреческий Парнас, находится Колоннада Аполлона. Во время бури в 1817 году часть колоннады обрушилась. Это ещё больше подчеркнуло живописное окружение скульптуры Аполлона, и восстанавливать колонны не стали.
В одном из самых отдаленных уголков парка – Старой Сильвии, в тени высоких деревьев скрыт Мавзолей «Супругу-благодетелю». На фоне барельефного портрета Павла I изображена скульптура скорбящей женщины. На границе Старой и Новой Сильвии архитектором Бренна был сооружен Руинный каскад, искусно стилизованный под античную руину. Им же на берегу реки оформлена Пиль-башня. Её наружные стены расписаны П. Гонзаго под старину, а внутренние покои блистали роскошным убранстовм.
Петродворец (Петергоф)
Жемчужиной приморских пригородов Санкт-Петербурга, безусловно, является Петергоф (в пер. с голландского – «Петров двор»). Посетив Европу, Пётр решает основать здесь русский Версаль. Благодаря блистательному воплощению его дерзких планов, мы можем видеть знаменитый на весь мир парк фонтанов. Уникально здесь всё, начиная с ворот и ограды 1724 года, окружающей парк.
Центральные ворота впускают нас в Верхний сад, где расположено пять фонтанов. Самый большой из них – «Нептун» – старше самого сада и дворца на 40 лет. Он был приобретен Павлом I изначально для Гатчины (статуя изготовлена в Нюрнберге в 1660 г.). Перед Большим Дворцом в Квадратных прудах устроены два фонтана-накопителя. Они накапливают воду для фонтанов Большого Каскада. Примечательно, что фонтаны Петергофа работают без единого насоса, благодаря перепаду высот – как сообщающиеся сосуды. Подобной системы нет больше нигде в мире!
Центром Петергофского дворцово-паркового ансамбля являются Большой Дворец и Большой Каскад. Купол Гербового Корпуса дворца венчает орел с тремя головами, но с любой точки обзора он видится двуглавым.
Логическим продолжением Большого Дворца является Большой Каскад, воздвигнутый в ознаменование победы в Северной войне. Он включает в себя 241 скульптуру из бронзы, свинца и мрамора, 64 фонтана и представляет собой грандиознейшее, великолепнейшее зрелище.
У его подножия расположен ковш, в центре которого высится трёхметровая бронзовая группа «Самсон, разрывающий пасть льву» (Б. К. Растрелли); или проще – «Самсон». От ковша голубой лентой к Финскому заливу тянется канал. До Великой Отечественной войны его мостики были подъёмными и небольшие суда могли подходить к Каскаду.
Со стороны залива площадь ограничивают Воронихинские (Фонтанные) колоннады. За их сооружение Воронихин, бывший крепостной графа Строганова, получил звание архитектора.
В восточной части парка расположен самый обширный архитектурный ансамбль – Монплезирский. Сам дворец Монплезир (фр. mon plaisir – «моё удовольствие») является одной из первых построек в Петергофе. Он сооружен на самом берегу Финского залива, в месте, выбранном самим Петром. Перед северным фасадом дворца находится Морская терраса с великолепным видом на залив, Кронштадт и его форты. С южной стороны дворца раскинулся живописный Монплезирский сад, центр которого украсил фонтан «Сноп». Его струи напоминают хрустальные осыпающиеся колосья. Боковые аллеи сада упираются в фонтаны-шутихи. Они известны не меньше, чем каскады Нижнего парка. Замаскированные под диванные скамьи, фонтаны имеют свойство неожиданно включаться и щедро обливать гостей парка. Другие шутихи примыкают к Монплезирской аллее: «Дубок», «Зонтик», а южнее – ещё Три ёлочки
Западную часть Нижнего парка украшает Эрмитаж (фр. hermitage – «уединенное место»), раннее строение (арх. И. – Ф. Браунштейн), окруженное наполненным водой рвом. До Великой Отечественной войны здесь сохранялся механизм подъемного стола, позволяющий сменять сервированные столы без участия слуг (такой же, как в Пушкине). Аллея, идущая от Эрмитажа к склону, соединяет павильон с Львиным каскадом.
Почти у самой границы западной части Нижнего парка, на перемычке между Секторальными прудами, уютно примостился дворец Марли. Кроме декоративной, Марлинские пруды играли ещё и хозяйственную роль. Уже при Петре I их превратили в садки для рыбы, которой снабжали придворные кухни. Эта традиция возобновлена и сегодня. За определенную плату посетители имеют возможность выловить форель, карпа или осетра. Эта часть парка отделена от Финского залива четырехметровым земляным валом.
Он тянется вдоль Большого Марлинского пруда на 225 метров. Вдоль другого берега Большого пруда расположена группа Менажерных (экономных) фонтанов. Выпускаемый ими столб воды поднимается в высоту на 15 метров. Благодаря хитроумной насадке, сконструированной Петром, столб внутри является полым. Завершает декорацию сада Марлинский каскад («Золотая Гора»), задуманная царём под впечатлением посещения резиденции Марли под Парижем.
Стрельна
Это один из самых ранних пригородов Санкт-Петербурга. Первая постройка Стрельны – Путевой дворец Петра I – больше похожа на старую русскую усадьбу, чем на дворцовое здание. Его облик как нельзя лучше характеризует привычки императора. Расположено оно на возвышенности, которая позволяет обозревать просторы Финского залива и Кронштадт. Рядом с дворцом находятся пчельник с ульями и огородный садик, в котором при Петре I выращивались экзотические растения и первый в России картофель.
Рядом с Домиком Петра расположен виновник нынешней известности Стрельны – Константиновский дворец (в 1797 г. Павел I подарил дворец и парк своему сыну Константину). Его великолепие резко контрастирует со скромностью дворца первого императора России. Над устройством Стрельнинского дворцового ансамбля работали, начиная с 1716 г., Б. К. Растрелли, Ж. Леблон, Н. Миккетти. Роскошный русский Версаль задумывался поначалу именно здесь, даже были прорыты каналы для устройства фонтанов. Но быстро выяснилось, что перепад высот слишком мал, и без насосов систему фонтанов не выстроить; Петергоф для этих целей подходил больше. В результате грандиозных ландшафтных работ под руководством Ж. – Б. Леблона, появился удивительный по своей красоте парк. Его центром стал Большой дворец, названный потом Константиновским. В 2001 году, после масштабной реставрации, территория парка и сам дворец вошли в состав Государственного комплекса «Дворец Конгрессов», совмещающего в себе функции резиденции, музея и делового центра.
Кронштадт
Сразу после основания Петербурга встал вопрос о его защите с моря. Зимой 1703 г. был заложен первый форт «Кроншлот» на острове Котлин, а уже 7 мая 1704 г. над ним подняли крепостной флаг. Этот день считается днём основания Кронштадта (в переводе с немецкого – «Венец-город»). По преданию, при взятии острова шведы бежали столь внезапно, что оставили котёл на огне с готовящейся снедью. С этой легендой связывают название острова, а на гербе города появился котёл. С 1720 – х годов Кронштадт стал основной базой Балтийского флота: сюда было переведено Адмиралтейство, здесь снаряжались корабли, уходившие в кругосветные и дальние плавания. Крупные корабли не могли пройти к Петербургу, и здесь началось строительство гаваней.
Кронштадт строился одновременно с Петербургом. Денег в казне постоянно не хватало, и Пётр I поручил каждой губернии выстроить в Кронштадте по трёхэтажному дому. Они получили название губернских.
На самом высоком месте острова возведён величественный Морской собор , освящённый во имя покровителя моряков, святителя Николая Чудотворца. Он строился 11 лет на средства, собранные моряками, и с небольшими исключениями повторяет храм св. Софии в Константинополе. Уникальна мостовая Якорной площади, на которой расположено здание собора. Она выложена пустотелыми чугунными шашками, заполненными песком и щебнем. Такое покрытие очень прочно и долговечно, оно не встречается больше ни в одном городе мира. Здесь же находится памятник флотоводцу и учёному С. О. Макарову.
Ломоносов (Ораниенбаум)
Это единственный дворцово-парковый ансамбль пригородов Петербурга, сохранившийся в изначальном виде. Во время Великой Отечественной войны Ломоносов, в отличие других пригородов, не был оккупирован, и его дворцы не были разграблены и не получили сильных разрушений. Однако и послевоенная реставрация их получилась не такой масштабной. Реставрационные работы начались, по сути, уже на рубеже XX и XXI столетий и не закончены и по сей день.
В 1710 году на землях, пожалованных Петром I своему ближайшему сподвижнику А. Д. Меншикову, с большим размахом началось строительство Большого дворца. Тогда это было четвёртое по счёту каменное строение в Петербурге и его окрестностях. Самая высокая часть дворца венчается миниатюрной смотровой башенкой, украшенной княжеской короной. С этого места открывается прекрасный вид на южную оконечность острова Котлин, где в ту пору шло строительство Кронштадта. Меншикову было поручено наблюдение за ним. К главному фасаду дворца от Финского залива через Нижний сад проходил канал, по которому корабли могли подходить к самому зданию. Внешний облик дворца дошёл до нас в почти первозданном виде. Тогда же местность получила свое необычное название – Ораниенбаум. Существует легенда, что здесь в 1704 г. была найдена оранжерея с померанцевыми, или апельсиновыми, деревьями (по-немецки Oranienbaum).
А в 1743 году Елизавета Петровна подарила Ораниенбаумскую усадьбу своему племяннику, будущему императору Петру III. По его приказу Ринальди спроектировал потешную крепость Петерштадт, возведенную, тем не менее, по всем правилам военного искусства. Окружал её глубокий ров, наполненный водой. Единственным следом этой маленькой крепости остались Почётные ворота. Вблизи укрепления был построен дворец Петра III, очень изящное миниатюрное сооружение. Здесь император метался в растерянности, пока его супруга, будущая императрица Екатерина II, в Петербурге совершала переворот. Отсюда Петр III был увезен в Петергоф, где отрёкся от престола и вскоре умер при загадочных обстоятельствах.
А императрица устраивает неподалёку Собственную дачу, центром которой стал Китайский дворец.
Каждый из залов дворца очень индивидуален и не похож на другие, хотя все они оформлены с использованием китайских мотивов. Дворец славится своими подлинными паркетами XVIII века, выполненными по рисункам Ринальди.
Гатчина
Пожалуй, самый таинственный и романтичный пригород Петербурга. В Гатчинском дворце, похожем на неприступный рыцарский замок, 13 лет провел Павел I, удалившийся от двора своей матери, Екатерины II. Несмотря на суровый внешний облик, внутреннее убранство дворца изысканное и утончённое. Окружённый рвом дворец имеет потайные лестницы и подземный ход, заканчивающийся гротом у озера. По преданию, в нём обитает лесная нимфа «Эхо», которая на вопрос: «Кто здесь правил?» вот уже 200 лет неизменно отвечает: «Павел!».
Первоначально дворец был построен по проекту А. Ринальди для фаворита Екатерины II, графа Г. Орлова. Затем он был резиденцией российских самодержцев Павла I, Николая I, Александра II, Александра III. При Павле I перед дворцом появился плац-парад, на котором проводились военные смотры и парады под командованием императора. В 1851 г. на плацу установлена статуя Павла I, обладающая большим сходством с оригиналом. Противоположная сторона дворца выходит на Дворцовый парк, один из четырех гатчинских парков. Их общая площадь составляет около 700 га. Дворцовый парк расположен по берегам живописных озёр (Белого и Серебряного) с многочисленными каналами, островами и водными лабиринтами. Здесь много разнообразнейших мостиков, террас и пристаней. Главное место в панорамах парка занимает павильон Венеры на искусственно созданном острове Любви (1792 г.). Есть в парке и дом, внешне не отличимый от штабеля берёзовых дров. На деле Берёзовый домик оказывается роскошно убранным жилым помещением. Внутреннее пространство его визуально раздвинуто за счет зеркал и украшено лепниной, позолотой и росписью. В Приоратском парке, на берегу Чёрного озера, находится Приоратский дворец , похожий на готический замок. Архитектором Н. А. Львовым при его строительстве была использована уникальная техника: дворец построен из прессованной земли, скреплённой известковым раствором. Стены его оказались столь прочными, что не пострадали даже при разрыве бомб во время Великой Отечественной войны. Дворец был выстроен по приказанию Павла для приора Мальтийского ордена.
Сестрорецк
По приказу Петра I в начале XVIII века в устье реки Сестры основывается оружейный завод. С 1724 года он выпускал корабельное оснащение, пушки, мушкеты, ружья, карабины, шпаги, клинки, компасы и многое другое. Здесь в 1891 году инженер С. И. Мосин изобрел знаменитую трёхлинейную винтовку. Полстолетия она находилась на вооружении Российской, а затем Советской Армии. На заводе чеканились монеты, здесь же выполнен Чугунный мост Пушкинского парка. В 1922 году, с прекращением выпуска оружия, завод изменил профиль.
Теперь это инструментальный завод им. И. П. Воскова.
Красоту этого места приметил еще Пётр I, приказавший разбить тут парк «Дубки». А в конце XIX столетия Сестрорецк обретает новый профиль: инженер и предприниматель П. А. Авенариус основывает здесь курорт. На живописном берегу Финского залива, среди стройных сосен появляются пансионаты, роскошный курзал, водолечебница с артезианской и минеральной водой. Во время войны сооружения курорта сильно пострадали.
Репино
Уникальный памятник русской культуры конца XIX – начала XX века. Здесь, в живописном поселке Куоккала (ныне Репино), прошли последние 30 лет жизни выдающегося русского художника И. Е. Репина.
В музее-усадьбе живописца воссозданы интерьеры жилых комнат и мастерской. К дому прилегает уютный парк с прудами и артезианским колодцем, берёзовая аллея.
Зеленогорск
«Русская Ницца» – так называли петербургские дачники поселок Териоки (фин. Terijoki), нынешний Зеленогорск.
Здесь жили многие знаменитости: Леонид Андреев, Анна Ахматова; любили бывать Александр Блок, Осип Мандельштам, Карл Густав Маннергейм.
В Териоках Всеволод Мейерхольд ставил свои первые театральные эксперименты, а Ленин проводил партийные сходки.