Барселона переживает подъём, и, пожалуй, ни один город в Европе не провёл себе процедуру омоложения столь удачно. Качество жизни после этого заметно возросло – и цены тоже. У заманчивых пляжей старого рыбацкого квартала Барселонета сегодня вытянулся стройный ряд баров, в которых особенно хороша шипучая кава. В изысканно-стильных ресторанах каталонские маги кулинарии творят новые сущности для избалованных желудков. Высокие стеклянные здания украшают центральную площадь города, площадь Каталонии, а современные развлекательные центры манят новинками хай-тека.
При этом столица автономной Каталонии по-прежнему верно хранит своё наследие: она остаётся городом Антонио Гауди, который при создании собора Саграда Фамилиа, парка Гуэля и оригинальных жилых домов разработал совершенно особый барселонский стиль модерн.
Самые притягательные места города – это Рамблас, цепочка бульваров между площадью Каталонии и портом. Это поле деятельности актёров пантомимы, музыкантов и жуликов. А если вы попробуете хоть пару закусок тапас в одном из маленьких баров рынка Бокерия, расположенного по соседству, считайте, что вы уже причастились к богатству здешней кулинарной культуры.
Продолжить знакомство с городом хорошо на горе Монтжуик, где есть интересные музеи, а кто хочет окунуться в будни каталонской творческой молодёжи и студентов, тому прямая дорога в квартал Грасиа.
Основные достопримечательности
Готический квартал (Barri Gotic): В средневековом центре Барселоны скрываются интересные музеи, бывшая резиденция королей и Собор Святой улалии (Catedral de Santa Eulalia).
Санта Мария дель Мар (Santa Maria del Mar): Эта церковь в квартале ибера считается красивейшим и чистейшим примером каталонской готики.
Музей Пикассо (Museu Picasso): Одно из крупнейших в мире собраний работ Пикассо, размещённое в пяти готических дворцах.
Рамблас (Rambles): По широкой главной оси южного центра города можно бродить, смотреть и любоваться.
Бокерия (La Boqueria): В этом крытом рынке прекрасно видны все кулинарные пристрастия каталонцев.
Старый порт: Вальяжные прогулки, посещение магазинов и трапеза с видом на Средиземное море. Очень впечатляют Аквариум и Музей истории Каталонии.
Дом Мила (Casa Mila): Очаровательное здание Гауди вблизи центра города доступно для осмотра и изнутри.
Саграда Фамилиа, храм Святого Семейства (Templo de la Sagrada Familia): Уникальный собор Гауди в стиле модернизма с восемью издалека видными башнями, так и не достроенный до сих пор.
Госпиталь Святого Креста и Святого Павла (Hospital de Santa Creu i Sant Pau): Эффектное, просторное ведомственное здание в стиле модерн, архитектор Доменек-и-Монтанер.
Монтжуик (Montjuic): На этой 173 – метровой горе в черте города были возведены спортивные сооружения для Олимпийских игр 1992 года. Кроме того, сюда привлекают такие великолепные музеи как **Национальный музей искусства Каталонии (Museu Nacional d’Art de Catalunya) и оригинальный Испанский городок (Poble Espanyol).
Парк Гуэля (Parc Guell): Недостроенный жилой квартал Гауди – сегодня прекрасный парк с живописными руинами модернистских строений.
Монтсеррат (Montserrat) Монастырь, расположенный в скалистых горах к северу от Барселоны.
Средневековый город
Прогулка по хитросплетению улочек Готического квартала (Barri Gotic) приведёт вас в самую старую часть города, в его исторический центр. На древних улицах ждут своих посетителей маленькие лавки и винные погребки. Убедиться, что именно здесь когда-то поселились первые римляне, вы можете под сводами погреба на улице Баньс Ноус (Carrer Banys Nous). Но лицо квартала создают прежде всего роскошные готические здания. В XIX веке, после того как снесли городские стены, сюда перенесли и жилые дома, расположенные снаружи, и теперь весь квартал производит очень цельное впечатление. Большая часть его территории является пешеходной зоной.
Королевский дворец
Посреди Готического квартала лежит романтичная площадь Короля (Placa del Rei). К этой сравнительно небольшой средневековой площади примыкает величественная громада Большого Королевского дворца (Palau Reial Major), бывшей королевской резиденции, построенной в XIV веке (вход через Городской музей). Фасад с огромными арками выглядит довольно экстравагантно. Над его левой стороной возвышается башенная надстройка со множеством окон – сторожевая башня Рей Марти (Mirador del Rei Marti).
Летом в дворцовых покоях звучит музыка, в том числе и в Тронном зале (Salo de Tinell) – 36 – метровом зале для торжеств и приёмов. Свод этого парадного зала состоит из шести широких полукруглых арок. Здесь, согласно преданию, в 1493 году католическая королевская чета, Изабелла и Фердинанд, торжественно принимала Колумба после его возвращения из Америки.
Прилегающая к Королевскому дворцу капелла Святой Агаты (Capella Reial de Santa Agata), готическая дворцовая часовня XIV века, поражает скромностью своей архитектуры: внутренний зал с одним нефом, разделённый стрельчатыми арками на три пролёта и перекрытый искусно расписанной стропильной конструкцией. Цветные стеклянные окна на верхнем этаже и на хорах представляют различные гербы, в частности, гербы графов Барселоны. Настоящий шедевр средневековой иконописи – деревянный *алтарь Трёх Королей (Retaule del Condestable), созданный в 1465 году Жауме Угетом (1414 – 1492), крупнейшим каталонским живописцем готического периода. Центральная тема алтаря – «Поклонение волхвов (Трёх святых королей)», где очень тщательно прорисованы детали одежд, а выше изображено «Распятие Христа».
Музей истории города (Museu d’Historia de la Ciutat, MHCB)
Следы давно прошедшей римской эпохи можно воочию увидеть в расположенном по соседству Музее истории города (Museu d’Historia de la Ciutat, MHCB). Он находится в средневековом городском дворце XIV века, принадлежавшем одной состоятельной купеческой семье. Здесь можно спуститься вниз к раскопкам римского и вестготского города. В подвале, помимо макетов, вы увидите большие фрагменты окружной стены, остатки напольной мозаики и терм, а также оросительные и дренажные каналы.
На втором этаже представлены изразцовые плитки с типичными каталонскими мотивами: жанровыми сценами и изображениями животных. А на третьем этаже есть интересные панорамы города, исторические картины, выполненные на дереве, и планы, отражающие становление города Барселона. Очень интересен, к примеру, подлинный план закладки квартала Эшампле в XIX веке.
Музей Фредерика Мареса (Museu Frederic Mares)
В западном крыле Королевского дворца посвящён жизни и творчеству скульптора Фредерика Мареса (1893 – 1991). Музей содержит и другие экспонаты, от средневековья до барокко, благодаря чему считается одним из лучших музеев скульптуры в стране. На третьем этаже представлены предметы быта эпохи барокко (посуда, инструменты, табакерки и т. д.)
Площадь Пла де ла Сеу (Pla de la Seu)
Эта площадь перед Кафедральным собором,, каждое воскресенье после полудня становится сценой для исполнения одного каталонского обычая. Едва начнёт играть музыкальный ансамбль (cobla), состоящий из самых различных духовых инструментов, барабана и контрабаса, как тут же совершенно незнакомые люди берутся за руки и встают в круг. В центре они складывают свои вещи, а потом начинают двигаться в такт странной, почти пронзительно звучащей музыке. Этот народный танец каталонцев называется сардана (sardana). Запрещённый во времена диктатуры Франко, он до сих пор остаётся ярким символом каталонской культуры. На Пла де ла Сеу, кроме того, ещё можно увидеть остатки римской городской стены
Собор Святой Эулалии (Catedral de Santa Eulalia)
Собор был заложен в 1298 году в праздник Воздвижения креста Господня, после того, как мавры разрушили романскую церковь-предшественницу. Строительные работы начались с апсиды и застопорились в середине XV века после отделки свода крестового хода. Лишь в 1887 – 1906 гг. был создан широкий фасад с могучей башней в неоготическом стиле.
Нарядно украшенное внутреннее помещение устроено как трёхнефная церковь с почти 30 – метровыми нефами, апсида которой окружена кольцом из девяти часовен. Разноцветные витражные окна отчасти сохранились с XV века.
В часовне Святого причастия по правую руку хранится распятие («Христос из Лепанто»), которое якобы во время битвы при Лепанто (1571 г.) служило носовой фигурой галеры дона Хуана Австрийского. Слева от центрального входа находится купель, где в 1493 году крестились первые индейцы, привезённые Колумбом из Америки.
Созданные фламандским художником готические ряды хора с изящнейшим ажурным орнаментом (1399 г.) позднее, в 1519 году, когда здесь проходило собрание Ордена Золотого руна, Хуан де Боргонья украсил дворянскими гербами членов Ордена.
В крипте под главным алтарём находится саркофаг святой Эулалии, покровительницы храма, которая принесла христианство в Барселону и приняла мученическую смерть в 304 году при императоре Диоклетиане. 12 февраля, в день этой святой, на Пласа дель Рей проходят торжественные шествия в её честь. На роскошном алебастровом саркофаге XIV века увековечены сцены из жизни святой.
Дворец Женералитета и ратуша
Площадь Пласа де Сан-Жауме (Placa de Sant Jaume) – это арена для всех важных событий городской и областной жизни. Именно здесь каждую неделю по выходным собираются люди, чтобы вместе танцевать сардану. Эту красивую площадь окружают Дворец Женералитата (Palau de la Generalitat de Catalunya, дом правительства Каталонии) и ратуша (Casa de la Ciutat).
Базилика Санта Мария дель Мар (Santa Maria del Mar)
В старом городском квартале Рибера (Ribera), историческом портовом районе, во времена расцвета торговли жили дворяне, торговцы и моряки. Проживали здесь и ремесленники: когда-то на Карре де ла Аргентериа (Carrer de la Argenteria) находились мастерские ювелиров и оружейников.
Над лабиринтом тесных средневековых улочек возвышается базилика Санта Мария дель Мар, шедевр каталонской готики, творение архитектора Беренгера де Монтагута. В римские времена на этих землях простиралось кладбище, где, по преданию, была погребена св. Эулалия. Фундамент этого готического здания был заложен в 1329 году, и благодаря участию почти всех объединений городских ремесленников уже в 1383 году самая большая в Барселоне (не считая собора) церковь была завершена. Раньше, когда море ещё не отступило так далеко из-за естественных наносов, эта церковь, посвящённая святой заступнице моряков, стояла прямо у воды.
Музей доколумбового искусства Барбье-Мюллера (Museu Barbier-Mueller d’Art Precolombi)
В этом музее представлены сокровища искусства, относящиеся к эпохе до открытия Америки Колумбом, из известной швейцарской частной коллекции БарбьеМюллера, одного из самых крупных в мире собраний подобного рода. Здесь, наряду с расписными урнами из Амазонии, можно полюбоваться многоцветной керамикой и статуэтками из Центральной Америки, а также скульптурой и тончайшими тканями из области Анд. Жемчужина коллекции – нефритовая маска работы индейцев майя, глаза и рот которой инкрустированы ракушками (VI-IX вв.). К доиспанскому периоду Мексики относится и большая *голова ольмека, выставленная во внутреннем дворе.
Музее тканей и истории национального костюма (Museu Textil i L’Indumentaria)
Размещён во дворце Палау делс Маркес де Льо (Palau dels Marques de Llio), в нем представлена история одежды с IV и до конца XX века. Особенно обширными коллекциями представлены стили рококо, ампир и бидермайер. Здесь есть и такие аксессуары, как чулки, обувь, шляпы, веера и зонтики от солнца. Совершенно уникальны коллекции коптско-северо-африканских и испано-мавританских национальных костюмов. Само здание – один из самых больших дворцов XIV века на улице Карре Монкада – очаровывает своим уютным тихим patio (внутренним двором). В кафе-ресторане, как нельзя более кстати приютившемся здесь, можно сделать передышку.
Музей Пикассо (Museu Picasso)
Пять роскошных аристократических дворцов, в том числе дворец Беренгера д’Агилара (Palau Berenguer d’Aguilar), принадлежащий государству, и дворец Баро дель Кастельет (Palau del Baro del Castellet) вместе составляют Музей Пикассо. Пабло Пикассо, родившийся в 1881 году в городе Малага (Андалусия), провёл юность в Барселоне, и неудивительно, что в музейной коллекции главное место занимают ранние произведения художника. Особого внимания заслуживает картина «Наука и милосердие» («Ciencia y Caridad», 1897), с которой Пикассо уже в возрасте 16 лет принял участие в Национальной выставке изящных искусств, состоявшейся в Мадриде. Картина «Больной ребёнок» открывает так называемый «голубой период», который совпадает с пребыванием Пикассо в Барселоне в 1895 – 1904 гг. Из жемчужин коллекции упомянем ещё «Арлекина» («Arlequi», 1917), серию «Менины» («Las Meninas», 1957) и гравюры «Тавромахия» («Tauromaquia», 1957) – графическую серию о корриде. Из наследства его второй жены Жаклин в музее выставлены керамические изделия Пикассо, созданные в 1947 – 1965 гг.
Меркат дель Борн (Mercat del Born)
В своё время в больших павильонах рынка Меркат дель Борн, построенного в 1876 году Жозефом М. Корнет-и-Масом, располагались крупнейшие рыбные и овощные торговые ряды города. С 1971 года эта мощная конструкция из литого чугуна стала культурным центром и местом проведения праздничных мероприятий, а также тематических выставок. В начале нового тысячелетия началась его реконструкция под городскую библиотеку, однако работы были приостановлены, когда строители наткнулись на остатки исторических зданий. Теперь в этих павильонах запланировано создание исторического и культурного центра. В окрестностях рынка выстроились в ряд шикарные кафе и бары. По вечерам в выходные дни здесь бывает очень многолюдно.
Дворец каталонсокой музыки (Palau de la Musica Catalana)
Символом каталонского национального самосознания и возрождения традиционной каталонской культуры (Renaixenca) стал пышно украшенный дворец Палау де ла Музика Каталана. Творение великого мастера Луиса Доменек-и-Монтанера (1850 – 1923), созданное в 1905 – 1908 гг., являет собой один из лучших примеров каталонского модерна и считается одним из красивейших концертных залов мира. Это признала и ЮНЕСКО, объявив его в 1997 году объектом всемирного культурного наследия.
Уже снаружи здание привлекает внимание посетителей своими фасадами с обилием деталей: рельефами, скульптурами (среди них «Народная песня» на углу улиц Carrer Amadeu Vives и Carrer Sant Pere mes Alt) и бюстами известных композиторов (Бетховена, Вагнера, Баха и др.). Но главное великолепие открывается взору в большом, вмещающем 1700 слушателей концертном зале. Широкие аркады взмывают над рядами кресел верхней галереи, сцену обрамляют каскады лепных украшений. На деревянном потолке с искусно выполненной резьбой притягивает к себе взоры посетителей филигранный, вогнутый внутрь стеклянный купол.
Рамблас (Rambles)
1200 – метровые бульвары Рамблас, без сомнения, остаются любимым местом прогулок для всех горожан и самым подходящим маршрутом для тех, кто хочет почувствовать своеобразие города. Пять участков Рамблас между площадью Каталонии на севере и памятником Колумбу на юге образуют главную артерию города: это Рамбла де Каналетас (Rambla de Canaletas), Рамбла делс Эстудис (Rambla dels Estudis), Рамбла де Сан-Жузеп (Rambla de Sant Josep, она же Rambla dels Flors), Рамбла делс Капутчинс (Rambla dels Caputxins) и Рамбла де Санта Моника (Rambla de Santa Monica). Она устремляется к морю, как когда-то река, в пересохшем русле которой была заложена эта улица-променад (rambles по-арабски значит «речное русло»).
Неповторимый колорит этой никогда не затихающей улице придают уличные музыканты и артисты, элегантно-современные или отделанные «под старину» кафе и рестораны с террасами, уличные художники, киоски и книжные лавки, тенистые платаны, щебет птиц, цветочные стойки и бродячие торговцы – но вместе с ними и проститутки, любители азартных игр, бездомные и карманные воры. Будьте осторожны!
Музей современного искусства (Museu d’Art Contemporani)
Музей современного искусства это ослепительно белое здание с фасадом, занятым огромными окнами, спроектировано американским архитектором Ричардом Мейером. Здесь представлены произведения каталонского искусства от 1930 г. до наших дней, а кроме того, организуются временные выставки. Помимо скульптуры, живописи и графики, в музее нашли достойное место кино, фотография, мода и инсталляции современных художников.
Внутренний дворик соединяет музей с бывшим приютом для бездомных, Домом милосердия (Casa de la Caritat). В нём проводятся тематические выставки Центра современной культуры Барселоны (Centre de Cultura Contemporania de Barcelona, CCCB).
Дворец вице-королевы (Palau de la Virreina)
Построенный в XVIII веке по заказу вице-короля Перу, дона Мануэля Амат-и-Жуньена. После его смерти в этом доме долгое время жила его вдова, поэтому он и получил название «Дворец вице-королевы». Интересно сочетание элементов классицизма на фасаде и витиеватых интерьеров в стиле рококо во внутреннем убранстве дворца. Сейчас здание служит культурным центром, где проходят сменные выставки современных художников, преимущественно каталонских.
Бокерия (Mercat de la Boqueria)
Весьма своеобразная достопримечательность бульвара Сан-Жузеп – это популярный рынок, в народе называемый просто Бокерия (La Boqueria). В 1876 году на месте снесённого монастыря Босоногих кармелитов Сан-Жузе (Carmelitas Descalzas de San Jose) появился крытый рынок из чугунных конструкций, построенный по образцу парижских пассажей, – самый старый в городе. Примерно 800 прилавков на площади около 6000 квадратных метров предлагают великолепный выбор свежайших фруктов, овощей, мяса, рыбы и «даров моря», сухофруктов, орехов и грибов – просто загляденье! Посреди всего этого небольшие рестораны завлекают народ своей сытной купеческой кухней; им удаётся накормить всю пёструю рыночную публику.
За десертом можно отправиться чуть дальше, в Антигуа Каза Фигерас (Antigua Casa Figueres), здание в стиле модерн, которому мозаика, кованое железо и цветное стекло придают особую прелесть. Здесь известный в городе кондитер Эскриба (Escriba) предлагает свою недешёвую, но очень вкусную выпечку.
Музей эротики (Museu de l’Erotica)
В этом музее содержится более 800 экспонатов, он самым скрупулёзным образом раскрывает одну из важнейших и интереснейших тем в истории культуры. Японская резьба по кости, индийская миниатюра, стеатитовые фигурки и рельефы, трости викторианской эпохи, африканская резьба, тайские фаллические амулеты, европейская графика и скульптура, керамика перуанской культуры моче и многое другое показывают значимость сексуальных и эротических мотивов в мировом искусстве.
Большой Театр Лисеу (Gran Teatre del Liceu)
Построенный по планам архитектора Мигеля Гаррига-и-Рока в 1844 – 1848 гг., самый большой и роскошный оперный театр Европы после миланского «Ла Скала». Это здание было символом для крупной буржуазии, которая финансировала его строительство, и одновременно мишенью для ниспровергателей основ общества, которые избирали его целью своих покушений. В художественном плане театр Лисеу скоро превратился в центр культа Вагнера и сценическую площадку для всемирно известных оперных звёзд. Велика была всеобщая скорбь, когда в 1994 году обветшавший театр сгорел во второй раз (первый пожар был в 1861 году). Однако он, словно Феникс, возродился из пепла и в октябре 1999 года открылся в прежнем облике, но оснащённый современнейшей техникой.
Королевскую площадь (Placa Reial)
Площадь была разбита и застроена в стиле классицизма в 1848 – 1859 гг. по проекту архитектора Франсеска Даниэля-и-Молина на территории бывшего монастыря капуцинов. Фонтан трёх граций в центре – это излюбленное место встреч горожан, а затейливой формы фонари были первой барселонской работой Антонио Гауди (1878 г.).
Торжественную площадь, которая особенно «по-королевски» выглядит вечерами в мягком свете фонарей, окружают четырёхэтажные здания с длинными галереями, высокие королевские пальмы и многочисленные кафе, рестораны и ночные клубы. К сожалению, средиземноморская атмосфера привлекает сюда не только отдыхающих, но и подозрительных личностей. Впрочем, полицейские патрули постоянно следят за порядком.
Дворец Гуэля (Palau Guell)
На одной из боковых улочек возле Рамблас Антонио Гауди в 1885 – 1889 гг. построил роскошный дворец для графа Эусеби Гуэля, фабриканта, своего друга и покровителя. Это раннее произведение мастера внесено в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В отличие от большинства других домов архитектора-модерниста, это здание открыто для посетителей. На маленьком земельном участке размером 18 x 22 м Гауди удалось воплотить в жизнь мечту своего заказчика о респектабельном жилище. Два высоких и узких дугообразных входа, украшенные инициалами Гуэля из кованого железа, ведут к стойлам конюшни на первом этаже. Над ними высится бельэтаж с библиотекой, различными спальнями и просторным залом для концертов, торжеств и авторских чтений. В дорогих интерьерах из мрамора, стекла и дерева оригинально сливаются мавританские и готические элементы, образуя единый стилистический язык.
Рамбла де Санта Моника
Нижняя часть бульвара Рамблас не столь многолюдна, как верхняя. Ночью в её боковых переулках по старой традиции оживает атмосфера красных фонарей. Бульвар Рамбла де Санта Моника начинается с исторического театра «Принсипаль» (Teatre Principal), который с XVI века стоит на Театральной площади (Placa de Teatre). В Центре искусств Санта Моника (Centre d’Art Santa Monica) в доме № 7 представлено мировое и каталонское современное искусство.
По маленькой боковой улочке Passatge de Blanca мы выходим к Музею воска (Museu de Cera). Этот «кабинет восковых фигур», расположенный восточнее Рамблы в импозантном здании XIX века, на своих трёх этажах развернул увлекательное зрелище. Около 300 фигур сгруппированы в хронологическом порядке и представляют наглядные сцены из политической жизни, истории и искусства. Не менее интересно, чем сам музей, относящееся к нему Cafe El Bosc de les Fades (кафе «Лес фей»), которое уносит своих больших и маленьких посетителей в мир сказки.
Колонна Колумба (Monument a Colom)
Достойное завершение бульвара Рамблас. Католическая королевская чета, Изабелла и Фердинанд, принимала в Барселоне Христофора Колумба после его возвращения из первого путешествия в Америку в 1493 году. Памятник Колумбу на колонне высотой более 60 м, созданный Гайета Буйгасом в 1888 году для первой международной выставки, стал символом города. Бронзовые рельефы на цоколе монумента изображают сцены из жизни Колумба, в том числе его высадку на Карибские острова, а на вершине колонны стоит восьмиметровая статуя самого первооткрывателя. На лифте можно подняться на смотровую площадку с неповторимым видом на порт и Старый город.
У подножия монумента находится причал, где стоят маленькие катера, так называемые «ласточки» (golondrinas), предлагающие 30 – минутную обзорную экскурсию по порту.